Шел конец XIX века. Бурное развитие промышленности, вовлечение в производственные процессы огромного числа людей, необходимость их обучения, профессионального отбора для правильного, целесообразного использования техники — вот основная движущая сила, заставившая искать точные методы изучения особенностей личности. Несмотря на все трудности, разнообразные тесты посыпались как из рога изобилия. Жизнь требовала от психологов ответа на вопрос о состоянии высших психических функций в целом, а не только отдельных сторон психики. Каков ум, интеллект у индивидуума? Можно ли прогнозировать поведение человека в экстремальной ситуации? Как будет вести себя тот или иной человек в сложной обстановке, например, в условиях пожара или военных действий? Можно ли составлять экипаж самолета или подводной лодки из этих людей, или подобрать других? Кто может, а кто не может быть руководителем того или иного коллектива? Каковы взаимосвязи в коллективе и как, пользуясь ими, улучшить процессы производства?
Психологи продолжали поиски, предлагали разнообразные методики. Один из таких методов — анкетный. Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов анкеты утвердительно или отрицательно или выбрать один из нескольких вариантов ответа на вопрос. В первом случае испытуемый поставлен в более жесткие рамки, ограничен лишь двумя возможными ответами («да» или «нет»), во втором — больший простор. Но так или иначе, анкетные тесты или опросники ограничивают в разной степени испытуемого.
Один из наиболее распространенных в настоящее время анкетных тестов — так называемый Миннессотский многофазный личностный опросник Эм-эм-пи-ай. «У вас часто выступают красные пятна на шее», «Вашей семье не нравится специальность, которую вы себе избрали (или намерены избрать)», «Иногда вы так настаиваете на чем-нибудь, что люди начинают терять терпение», «Обычно люди неправильно понимают ваши поступки», «Вы недовольны тем, как сложилась ваша жизнь», «Было время, когда вам нравилось играть в куклы», «Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств», «У вас почти всегда болит голова», «Вам определенно не хватает уверенности в себе», «Временами вам очень хочется нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить», «Часто вас беспокоят боли в сердце или груди», «Иногда по нескольку дней вы не можете отделаться от какой-нибудь пустяковой мысли», «Вам стало трудней понимать содержание прочитанного» — всего 566 подобных утверждений, отпечатанных на отдельных карточках и содержащих сведения о состоянии здоровья испытуемого с охватом практически всех систем и органов, его семейных взаимоотношений, отношений с сослуживцами, руководством и подчиненными, его взгляды на добро и зло, склонности, привычки, желания, страхи, опасения и ряд других сфер жизни. Испытуемый раскладывает их на «верные» и «неверные» по отношению к себе. Некоторые утверждения повторяются дважды в несколько иной интерпретации.
Все утверждения, все карточки несут определенную смысловую нагрузку. Ответы испытуемого дают возможность отнести карточку в разряд значимых или незначимых. В дальнейшем сравнительно несложная математическая обработка данных, и следует анализ кривой из 13 шкал (3 — оценочных и 10 — клинических). Оценочные шкалы позволяют определить достоверность ответов, их правдивость. Нередко уже по результатам оценочных шкал можно сделать заключение об отношении испытуемого к процедуре тестирования: стремится ли испытуемый представить себя в лучшем свете, или снискать сочувствие у окружающих, или намеренно ухудшить результаты исследования, или невнимательно подошел к заданию.
10 клинических шкал отражают уровень ипохондрии, депрессивное , истероидности, шизоидности, асоциальное , конформности, выраженности мужских или женских черт характера и т. д. Каждая из шкал тщательнейшим образом проверялась и отрабатывалась на больших группах больных и здоровых носителей тех или иных черт характера, которые отображают названия шкал. Интерпретацию всех этих шкал в их взаимосвязи и дает психолог врачу. Профиль личности в виде кривой отражает те или иные тенденции в ее структуре. Психолог может ответить на вопрос, в какой мере выражены эти тенденции, каковы их взаимоотношения между собой.
Разумеется, тест не претендует на постановку клинического диагноза. Он лишь хорошее подспорье в диагностике. Тест может быть использован и при приеме на работу, для профориентации молодежи, для контроля за эмоциональной сферой спортсменов или космонавтов и т. д.
→ > |
---|