ПРОЩУПЫВАНИЕ.
Прощупывание относится к искусству проницательности, оно – всему основа в деле познания чужой души. В применении его есть свои законы, но раскрывать их не следует. Прощупывая другого человека, надобно угождать его желаниям и так исследовать его как можно глубже.
Если ваши предположения совпадают с его тайными помыслами, эти помыслы обязательно проявятся вовне. Прощупав противника, следует осторожно отойти от него, подобно тому как бережно закрывают крышкой котел. Надобно стирать свои следы, скрывать свое лицо, таить свои чувства, чтобы другие ни о чем не догадались. Так можно сделать свое дело, не доставив никому неприятностей. Нужно прощупывать противника то в одном месте, то в другом. Нельзя, чтобы между вами и тем, кого вы прощупываете, возникали трения. Тогда вы непременно добьетесь своей цели.
Те из древних, кто были искусны в прощупывании, уподоблялись рыбакам, забрасывающим в воду свои удочки и терпеливо дожидающимся улова. Нужно только кинуть в воду наживку, и рыба приплывет сама. Поэтому и говорится: “Дело делается целый день, а этого никто не замечает. Войско растет с каждым днем, а это ни в кого не вселяет страх”. Мудрый вынашивает свои планы втайне, оттого его и зовут “божественным”. Свершаются же его планы на виду у всех, поэтому его зовут “сиятельным”. Когда говорят: “дело делается целый день”, то имеется в виду накопление благой силы (дэ). Народ же от этого обретает покой, но сам не знает, чему обязан таким благом. За тем, кто накапливает в себе благую силу, народ идет без принуждения и притом сам не знает почему. Он только уподобляет такое правление “божественной осиянности”.
Тот, кто умеет следовать принципу “войско растет с каждым днем”, воюет, не устраивая сражения и не неся расходов, народ же непроизвольно ему покоряется и его страшится, и в Поднебесной такое правление тоже уподобляют “божественной осиянности”. Занимаясь прощупыванием, можно воздействовать умиротворенностью, и можно воздействовать прямотой, можно воздействовать веселостью и можно воздействовать гневом, можно воздействовать славой и можно воздействовать решительным действием, можно воздействовать бескорыстием и можно воздействовать доверием, можно воздействовать выгодой и можно воздействовать страхом позора.
Умиротворенность – этой покой.
Прямота – это прямодушие.
Веселость – это безмятежная радость.
Слава – это громкое имя.
Решительное действие – это подвиг.
Бескорыстие – это целомудрие сердца.
Доверие – это просветленность ума.
Выгода – это приобретение.
Позор – это унижение.
Посему то, чем пользуется только мудрый, есть во всех людях. Но никто не может успешно этим воспользоваться, потому что не знает, как это делать. Ибо в составлении планов самое трудное учесть все мелочи. В советовании государю самое трудное заставить его выслушать до конца. В делах самое трудное довести задуманное до завершения.
Эти три трудности под силу преодолеть только истинному мудрецу. Составив какой-либо план, нужно быть осмотрительным и скрытным, поверять свои намерения только тем, кто вас понимают. О таких говорят: “связаны в один пучок и не допускают разлада”. Кто хочет успешно осуществить задуманное, пусть поразмыслит над такими словами: “Принципы Дао и обстоятельства времени должны сойтись”.
Дающий совет должен говорить так, чтобы слушающий мог воспринять сказанное, посему говорится: “Коли слова согласуются с чувствами, тогда слушают”. Нужно помнить, что подобное согласуется лишь с подобным: нельзя пытаться хворостом забросать огонь, ибо огонь от этого разгорится еще пуще, и нельзя направлять течение вод, выливая воду на ровную землю, ибо вода будет стоять на месте. Таковы законы взаимодействия вещей, из которого образуются все формы “силы обстоятельств” (ши). Такова же природа внутреннего соответствия вещей, и искусство прощупывания на нем основывается. Ибо сказано: “Если прощупывать сообразно природе вещи, то может ли она не откликнуться?”
Если прощупывать кого-то сообразно его желаниям, то может ли он не прислушиваться к вам? По этому поводу говорится: “Это великое искусство Одиноких”.(1) Постигшие сокровенную силу перемен никогда не остаются не у дел. Они достигают всего – и не требуют наград, но постепенно, мало-помалу добиваются желаемого.
КОММЕНТАРИИ:
1. “Одинокий” (ду), “идущий путем одиноких” – одно из традиционных названий мудрого правителя.
→ > |
---|