ОСЕЛОК РАЗГОВОРА.
Советование – это искусство убеждать. Убеждение основывается на соображениях пользы. Прелестные речи – это обман. Обман касается соображений о приобретениях и потерях. Угодливые речи – это слова, сказанные по случаю. Речами, высказанными по случаю, не дорожат. Речи, содержащие предложение, – это суждение. Суждение нуждается в проверке. Возражения – это речи, которые ранят.
Речи, которые ранят, обнажают в противнике его затаенные мысли.
Хитрые речи вследствие своего коварства могут укрепить преданность.
Хвастливые речи вследствие своей всеобъятности могут привести к мудрости.
Простодушные речи вследствие своей решительности могут укрепить храбрость.
Печальные речи вследствие своей правдивости могут укрепить доверие.
Умиротворенные речи вследствие пустого противодействия им могут привести к победе.
Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, – это коварство. Украшать свои речи преувеличениями – это всеобъятность. Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это правдивость. Действовать, не ведая сомнений, – это решительность. Не имея достаточно сил, выступать против – это пустое противодействие. Посему рот – это главный орган, он запечатывает мысли и чувства. Уши и глаза – прислужники сердца, благодаря им распознается обман и ложь. Поэтому говорят: “Если рот, уши и глаза действуют заодно, любое дело по плечу”.
В таком случае даже самые противоречивые суждения не смогут смутить, даже самые заманчивые речи не смогут сбить с толку, ни в одном деле не подвергнешься опасности, в каждой вещи прозреешь истину. Оттого же незрячему нет нужды показывать пять цветов, глухому бесполезно рассказывать о пяти звуках. А потому они и не пойдут в место, которое нельзя достичь, и не будут готовиться к встрече человека, который не может придти. О чем нельзя поведать, то невозможно и сделать.
В старину говорили: “Можно ощутить вкус, но нельзя рассказать словами”. Нельзя не относиться к словам в высшей степени осмотрительно: тысячеустная молва плавит и металл, слово может всякое дело согнуть. Человек так устроен, что, услышав чью-то речь, прислушивается к ней, а, когда возникает дело, хочет поскорее сделать его. Вот почему мудрые не торопятся использовать свои слабые стороны, а прежде пользуются сильными сторонами неразумных людей, не пускают в дело свое неумение, а используют мастерство неразумных людей. Поэтому они никогда не ведают затруднений.
Встречая выгодное дело, они развивают свои достоинства. Сталкиваясь с чем-то вредным, они не выказывают своих недостатков. Повадки жуков обусловлены тем, что у них твердый и толстый панцирь. Повадки ос обусловлены тем, что у них есть острое и ядовитое жало. Звери и птицы пускают в дело то, что дает им преимущество. Таковы же и мужи, искусные в речах: они знают, как пользоваться их оружием.
Существует пять видов речи: речь болезненная, речь горестная, речь скорбная, речь сердитая и речь веселая.
Болезненная речь – это признак упадка духа и бессилия.
Горестная речь – это признак душевной муки и растерянности.
Скорбная речь – это признак затворения сердца в себе и невозможности высказать себя.
Сердитая речь – это признак горячности и торопливости.
Веселая же речь – это признак того, что дух растекается привольно и ни на чем не задерживается.
К этим видам речи следует прибегать по настроению и использовать их к своей выгоде. Беседуя с многознающим мужем, ищи опору в широте кругозора. Беседуя с неучем, ищи опору в искусстве спора. Беседуя с заядлым спорщиком, обращайся к сути дела. Беседуя со знатным человеком, прославляй силу. Беседуя с богачом, прославляй возвышенность духа. Беседуя с бедняком, прославляй выгоду. Беседуя с подлым человеком, прославляй великодушие. Беседуя с храбрецом, прославляй отвагу. Беседуя с выскочкой, прославляй скромность. Таково искусство разговора. В человеке всегда живет дух противоречия. Поэтому, беседуя с многознающим мужем, используй это, чтобы просветить его в истине. Беседуя с несведущим человеком, используй это, чтобы наставить его. Однако же сделать сие крайне затруднительно. Вот так есть много видов речи, подобно тому как есть много видов событий.
Если в беседе правильно выбирать вид речи, в делах не будет беспорядка, и пусть даже события будут непрестанно изменяться – сущность их будет всегда отражена в речи. Тогда вы будете не зря обладать богатством и знатностью, слух ваш будет ясно улавливать подлинное, ум – ясно видеть истину, а речь будет казаться чудесной.
→ > |
---|