Мы стоим на пороге третьего большого прорыва в истории цивилизации: мы учимся упорядочивать все вокруг нас.
Кевин Келли утверждает, что самым главным достижением в истории человечества стало создание языка. До языка мы были животными. После его появления люди как вид сделали огромный шаг вперед. Язык позволил нам координировать свои действия, учить других и учиться самим.
Вторым великим прорывом в этом духе стало изобретение письменности. Письмо – это отвердевшая речь. Письмо позволяет речи перемещаться во времени или в пространстве. Оно гарантирует идеям возможность пережить поколения людей.
Сейчас мы стоим на пороге третьего великого прорыва, не менее мощного, чем предыдущие. Он происходит прямо сейчас, при нашей жизни: нам не нужно читать про него в учебниках истории. Мы взяли сотни миллионов самых умных и самых богатых людей на планете и посадили их за работу, чтобы они упорядочивали, организовывали и уточняли информацию.
Мы упорядочиваем все. Не только данные типа «какие видеоролики являются подражанием каких других видеороликов». Мы находим локальные достижения и распространяем информацию о них по всему миру. Мы говорим о проблемах и идеях, находим возможности для их исправления или реализации, собираем нужные ресурсы воедино так, что это приносит массу пользы.
Только подумайте обо всех тех, кто сейчас проверяет свои Blackberry, голосует за яркие статьи на Digg, делает перепост ссылок в Twitter и соединяет нужные идеи с нужными людьми прямо в Сети. Подумайте о масштабе фильтрации, осуществляемой не автоматически, а обдуманно, силами многих людей – об огромной системе, шестеренки которой проворачиваются безо всякой очевидной платы. Сейчас эта система работает в основном на распространение вирусных роликов, но затем появится что-то другое. Мощность этих скоординированных действий огромна, и написать всю «Википедию» или сделать миллионером создателя ChatRoulette – это мелочи. Большая организующая работа будет продолжаться: люди будут неустанно находить, соединять, распространять идеи, увеличивающие продуктивность и распространяющие влияние.
Сет Годин.
→ > |
---|