Почему мы хотим, чтобы новые бизнес-модели непременно были простыми?
Мы принимаем статус-кво, каким бы сложным оно ни было, но от новых вещей требуем простоты.
Вот бизнес-план для производителя учебников из 1955 года:
Наймите профессора и платите ему несколько лет, чтобы он написал учебник. Наймите кучу продавцов, пусть они посещают профессоров и их собрания, продавая им книгу, которую, в итоге, купят не они сами: они заставят ее купить кого-то другого. Затем постройте инфраструктуру, обеспечивающую у книготорговцев наличие учебника, который студентов заставляют купить против их воли. Затем регулярно добавляйте в книгу бессмысленные дополнения, чтобы рынок подержанных книг не мог задавить рынок новых учебников.
Если бы кто-нибудь попытался впарить вам эту бизнес-модель сто лет назад, вы бы просто рассмеялись.
Между тем во многих гигантских отраслях действуют именно такие извилистые бизнес-планы. Но почему-то мы требуем, чтобы новые бизнес-модели были куда более элегантны...
Секрет классических отраслей бизнеса в том, что каждый шаг бизнес-плана должен быть прост. Настолько прост, чтобы его без труда можно было объяснить и масштабировать. Но из этих простых шагов может складываться сложная сеть.
Сет Годин.
→ > |
---|