Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.



Шумная история психоанализа. Зигмунд Фрейд. Брейер. Гарри Салливен.

Факты, наблюдения, разнообразные методы лечения сыпались как из рога изобилия. Богатейший клинический материал требовал объяснения. В такой обстановке появилась теория, вышедшая далеко за рамки объяснения причин возникновения неврозов, оставившая глубокий след не только в медицине и психологии, но и в искусстве, литературе, антропологии, философии. Имя создателя теории дало название новому направлению. Речь идет о теории Зигмунда Фрейда, о психоанализе, фрейдизме.

Австрийский ученый 3. Фрейд (1856—1939 гг.) родился в Моравии в семье мелкого коммерсанта. Закончив в Вене медицинский факультет, молодой 3. Фрейд получил степень доктора медицины и занялся частной практикой. Общая увлеченность клеточной патологией Р. Вирхова не миновала и начинающего доктора. Он выполнил ряд работ по анатомии и гистологии нервной системы и усвоил довольно четко принцип причинности болезней, принцип детерминизма. Однако клиническая практика 3. Фрейда в корне расходилась с тем, что ему приходилось видеть под микроскопом: при наличии разнообразных симптомов, при явном страдании больных не обнаруживались изменения в нервных клетках. А ведь согласно теории Р. Вирхова без патологии клеток нет болезни.

Судьба свела его с практикующим врачом И. Брейером. Тот успешно лечил истерию с помощью гипноза. Погружая пациента в гипнотический сон, И. Брейер предлагал ему вспоминать о событиях, которые могли бы вызвать (предположительно) тот или иной симптом болезни. Оказалось, что именно тогда некоторые больные вспоминали о событиях, ранее имевших место, но о которых они не помнили вне гипноза. И еще одна интереснейшая деталь: припоминание событий, рассказ о них иногда значительно облегчал течение заболевания или даже полностью освобождал больного от того или иного симптома. Это явление получило название «катарсис». Собственно, сам термин не нов. Еще Аристотель употреблял его для обозначения «очищения души» посетителей театра. Древнегреческий мыслитель считал, что зритель, сопереживая с героем на сцене, сам становится морально чище, освобождается от тягостных переживаний за свои грехи, за собственное несовершенство.

Итак, И. Брейер весьма удачно позаимствовал у Аристотеля термин, который быстро вошел в практику, получил права гражданства.

Совместная работа 3. Фрейда и И. Брейера позволила отметить любопытные факты. Оказалось, что у больных истерией некоторые яркие, эмоционально окрашенные переживания или мысли, неприятные или неприемлемые для индивидуума, вытесняются каким-то образом из сознания в сферу бессознательного, продолжая оказывать влияние на человека, и могут заменяться в обыденной жизни симптомами невроза. Больной остается в неведении о причинах болезни, но во время гипнотического сна возможно воспоминание причины болезни с последующим осознанием ее и «очищением». Таков путь к выздоровлению больных истерией, который наметили 3. Фрейд и И. Брейер.

Факты иногда подтверждались практикой, но истолковывать их тоже нужно. Ведь 3.Фрейд был строгим детерминистом. Он едет в Париж к Ж- Шарко, весьма тонкому знатоку истерии и возвращается с идеей, которая объясняла все странности течения болезни сексуальными конфликтами. Идея сама по себе далеко не новая, о чем уже упоминалось выше, но в таком виде она была представлена впервые. Никто еще не ставил сексуальный фактор, сексуальное влечение на место главного двигателя поведения людей. Именно с такой идеей 3.Фрейд вернулся из Парижа. Всякую научную идею нужно обосновать и доказать. Она явно не понравилась его коллеге И. Брейеру и в дальнейшем их пути разошлись.

3.Фрейд продолжает гипнотизировать больных. То ли он не столь удачно, как И.Брейер, это делал, то ли по другим причинам, но его успехи в гипнотерапии и в поисках с ее помощью сексуальных конфликтов были незначительными. Тогда 3.Фрейд обратился к методу «свободных ассоциаций», который использовался многими психологами для изучения некоторых особенностей мышления людей. Ему показалось важным проследить ход мыслей больных, причем такой ход, который скрыт и от врача, и от самого пациента. Методом «свободных ассоциаций» 3.Фрейд пытался проникнуть в глубины бессознательных психических процессов. Именно в бессознательном он пытался найти причину болезни. Конструируя психоанализ, 3.Фрейд отказался от гипноза и стал рекомендовать своим больным во время сеанса непринужденно высказывать любые мысли, приходящие им в голову, какими бы странными или нелепыми они ни казались. Лежа на кушетке, пациент переходил от одной мысли к другой, высказывал подряд все, «что приходит в голову», а врач в это время внимательно, не перебивая, слушал больного. В потоке мыслей, в отрывочных фразах, в переходах от одной мысли к другой 3.Фрейд искал личностное смысловое содержание, мотивы деятельности личности.

...Вереница слов, ассоциаций, переход от одной темы к другой, и вдруг... заминка, пауза... Нет никаких ассоциаций, нет новых мыслей... Больной нервничает, отказывается от сеанса. Говорит, что устал, что ничего не приходит в голову... У некоторых появляются слезы, у других необъяснимая раздражительность и агрессивность по отношению к врачу. Стоп! Вот тут-то, возможно, и собака зарыта! Именно такие паузы, замешательства или возмущения пациента интересовали 3. Фрейда больше всего. Почему пауза в этом месте, а не в другом? Почему пациент именно сейчас перестает говорить? Может быть, здесь разгадка, намек на событие, приведшее к болезни? Может быть, по каким-то причинам пациент не хочет вспоминать? Причем не хочет неосознанно. Возможно, это и есть та нить, которая выведет исследователя из темного лабиринта непонятных болез-ненных проявлений? А может быть, наоборот, по кончику нити можно определить маршрут в глубины бессознательной сферы, где в укромном уголочке лежат вытесненные из памяти запретные желания, неприемлемые мысли, неприятные события?..

Был период времени, когда сам 3.Фрейд после разрыва с И.Брейером и смерти отца страдал депрессией. Он решил на себе испытать свой же метод. Но как это сделать? Ни метод «свободных ассоциаций», ни «очищение» в гипнозе в данном случае не годились. Как внедриться в собственное бессознательное? Может быть, содержание снов что-либо подскажет?

В течение многих столетий существовала традиция искать в снах отгадки грядущих событий, видеть в них какую-то символику. 3.Фрейд пошел по этому пути, но с несколько иной интерпретацией сновидений. В них он снова увидел отражение того, что тщательно запрятано в  бессознательной сфере: запретные влечения, мысли, низменные животные инстинкты. Таким образом, по мнению 3.Фрейда, зная символику сновидений, можно расшифровать то, что вытеснено в бессознательное, что лежит в основе невротических симптомов. Он стал обращать внимание на содержание снов своих пациентов. Некоторые из них рассказывали о ярких эротических картинах, приходящих к ним во время сна. Это вроде бы подтверждало точку зрения 3.Фрейда о роли сексуальных конфликтов в происхождении неврозов. Другие видели совсем иные сны, без какой-либо сексуальности. Однако 3.Фрейд довольно произвольно составил своеобразный словарь, в котором так или иначе подавляющее большинство предметов и явлений, видимых пациентами во сне, расшифровывались с точки зрения сексуальной символики. Вероятно, он очень хотел подтвердить свою теорию о главенствующей роли сексуальных конфликтов в происхождении неврозов и поэтому в желаемом увидел действительное.

Собственно, против символики как таковой вряд ли кто будет возражать. В нашей повседневной жизни мы на каждом шагу встречаемся с символами. Белое платье невесты — символ невинности, черная одежда на похоронах — символ скорби, обручальное кольцо — символ прочных семейных уз, единения. Вероятно, и содержание снов может иметь какое-то символическое содержание. Но почему обязательно во всех случаях сексуальное? Это непонятно и слишком произвольно.

Вернемся снова к психоанализу, путям его становления. Для того чтобы объяснить сущность неврозов, 3.Фрейду нужно было создать схему личности (поскольку неврозы — болезни личности и автор психоанализа это хорошо понимал), раскрыть пути ее становления. Психическую жизнь человека 3.Фрейд представил состоящей из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознательного. Бессознательному он отвел главенствующую роль, вложил в него тот заряд энергии, который определяет мотивы поведения человека. Энергией этой, по 3.Фрейду, является либидо — сексуальный инстинкт. Либидо запрятано в глубинах бессознательной сферы. Его прикрывают два других слоя, не дают проявить себя, накладывают табу на все то, что так хочет вырваться из темного, противного обществу, морали и законам бессознательного. Сознание, по 3.Фрейду, содержит в себе те правила и нормы поведения, те законы и рамки, которые человек должен соблюдать в обществе; это тот грозный цензор, который не пропускает животные инстинкты бессознательного, не дает им проявиться в повседневной жизни. Таким образом, основной постулат психоанализа 3.Фрейда и всех его последователей в наше время — вечный и непримиримый антагонизм сознательного и бессознательного психического.

Но бессознательное не так просто удержать в рамках. Оно прорывается и дает о себе знать либо в гипнозе, когда усыплен цензор, либо в сновидениях. Иногда и в снах цензура начеку, поэтому бессознательные желания прорываются в символической, завуалированной форме. В бодрствующем состоянии бессознательное «проскальзывает» мимо стража в виде ошибок, оговорок, забываний или потерь, в виде шуток или каламбуров с подтекстом.

3.Фрейд предложил довольно сложную систему развития человеческого «я», в основе которой лежит динамика развития полового инстинкта (либидо). По 3.Фрейду, новорожденный ребенок сексуально не нейтрален. С момента рождения и до полового созревания его либидо проходит ряд стадий, которые под влиянием воспитания, запретов общества вытесняются в бессознательную сферу, забываются. Либидо как бы загоняется сознанием, формирующимся под влиянием воспитания, в глубины бессознательного. Каждая из стадий — своего рода комплекс. Задержка вытеснения на одной из стадий развития, неполное вытеснение ведет к тому, что комплекс окажется «ущемленным», способным легче прорываться через барьер цензуры сознательного в виде тех или иных симптомов невроза. Именно «ущемленный», не вытесненный полностью в бессознательную сферу запретный сексуальный комплекс детского периода, по мнению 3.Фрейда и лежит в основе неврозов. В поиске этого «ущемленного» комплекса и заключается смысл его метода диагностики и лечения — психоанализа. Приступая к лечению больного неврозом, 3.Фрейд уже заранее считал, что у него есть такой невытесненный сексуальный комплекс, сексуальный конфликт детского возраста между пациентом и его родителями (комплекс Эдипа у мальчиков и комплекс Электры у девочек). Название комплекса идет от известной легенды о царе Эдипе, влюбившемся в свою мать. Аналогичная легенда об Электре, влюбившейся в своего отца.

Вполне возможно, что подобный конфликт и бывает у весьма ограниченного числа невротиков, однако вряд ли это допустимо в отношении всех больных неврозами. Немудрено, что такой односторонний подход, возведение очень незначительной части в целое, такой пан-сексуализм 3.Фрейда быстро рассорил его с ближайшими соратниками и учениками. Сама жизнь опровергла эти утверждения родоначальника психоанализа. Когда началась первая мировая война, в клиниках и госпиталях появилось очень много больных неврозами, в основе которых лежали совсем не сексуальные конфликты. Применяя метод психоанализа, 3.Фрейд и сам далеко не во всех случаях невроза находил такой конфликт.

Родоначальник психоанализа стоял на позициях внутренней, биологической природы развития человеческого «я», поскольку особое внимание уделял развитию инстинктов (главным образом, половому). Его теория возникновения неврозов также базировалась на биологической основе. 3.Фрейд видел причину неврозов в конфликте между либидо и возможностью его удовлетворения в связи с теми или иными условиями, требованиями общества, морали. Социальной среде, обществу он отводил лишь роль фона, как правило, негативно влияющего на человека, не дающего ему проявить свои инстинкты.

Теория 3.Фрейда имеет шумную историю. Ее превозносили и ругали, игнорировали и лелеяли. Она приобрела огромное число сторонников и не меньшее число критиков. Любая теория сильна практикой. А как в этом плане с теорией 3.Фрейда?

Повседневная клиническая практика показывает, что сексуальный конфликт не единственный, тем более не главенствующий у больных неврозами. Таким образом, именно на практике доказана несостоятельность психоанализа, что и предполагалось в теоретических рассуждениях его оппонентов. Особо зловещую и реакционную роль сыграло это направление, когда теоретические рассуждения 3.Фрейда были расширены применительно не только к развитию личности, но и народов. Введя понятие «инстинкта агрессии» и поместив его туда же, в бессознательное, дав ему такую же энергию и силу, как и либидо, наделив необузданностью, способностью вырываться из-под контроля верхних слоев личности, 3.Фрейд пришел к выводу о... неизбежности войн. Вряд ли кто-либо может согласиться с такой ужасной позицией в наше время, с позицией, так принижающей роль разума. Вполне понятно, почему в странах Запада идеи 3.Фрейда получили столь широкое распространение, поощрялись и поощряются воинственно настроенными правящими кругами, которые видят в этой теории оправдание собственных устремлений.

Еще в 20-х годах в советской научной литературе велась оживленная дискуссия с психоаналитиками. В последующем она стала постепенно затухать, поскольку психоанализ превратился из «узкой клинико-психологической концепции... в доктрину широкого философского и социального плана, окрашенную, с одной стороны, в биологизирующие, а с другой — в идеалистические тона. Дух психоанализа как системы социальных, мировоззренческих обобщений, характерная для него очень своеобразная методология познания оказались настолько чуждыми идеологическим установкам советской психологии и медицины, стилю и традициям осмысления природы человека, которых придерживаются советские исследователи, — пишут редакторы труда «Бессознательное» Ф. Бассин, А. Прангишвили и А. Шерозия, — что находить обязательный исходный «минимум общности» толкования, без которого никакой диалог немыслим, стало невозможным».

Один из крупнейших психоаналитиков, А.Адлер (1870—1937 гг.), как и К.Юнг, порвавший с 3.Фрейдом, разработал учение, которое он назвал «индивидуальной психологией». В отличие от 3.Фрейда А.Адлер не делил личность на противоречивые, противоборствующие слои, а подчеркивал единство личности. Также в противовес родоначальнику психоанализа он отводил главенствующую роль в мотивации человека не биологическим, а социальным факторам. Согласно А.Адлеру индивид из-за тех или иных дефектов органов тела постоянно испытывает «чувство неполноценности». Преодолевая это чувство, самоутверждаясь в обществе, он проявляет свои творческие возможности. Если путем компенсации или сверхкомпенсации не удается преодолеть «чувство неполноценности», по мнению А.Адлера, развивается невроз.

Вроде бы совсем не так, как у 3.Фрейда. Проще и понятней. Но все-таки и в учении А.Адлера, который считается одним из прародителей неофрейдизма, звучит тема незащищенности индивида перед якобы всегда враждебным ему внешним миром. Трудно представить, что только неполноценность индивида, стремление самоутвердиться путем превосходства над другими и есть движущие мотивы деятельности человека, его поведения в обществе. Опять тема антагонизма, если не меж-ду биологическим и социальным, не инстинктами и моралью, так между личностью и ее окружением. Разница между теориями 3.Фрейда и А.Адлера стирается и становится практически незаметной.

Другая неофрейдистская концепция принадлежит американскому психиатру Гарри Салливену (1892— 1949 гг.). Его теория в отличие от биологической теории 3. Фрейда основное внимание уделяет социальным аспектам. Именно межличностным отношениям Г.Салливен отводит решающую роль в процессах формирования личности. Именно они, по мнению автора теории, могут быть источником страха, тревоги. Больные неврозами, по Г. Салливену, отличаются от здоровых мерой расстройств своих «коммуникаций», связей, отношений. Для автора личность — это точка. Как известно из геометрии, точка внутри ничего не содержит. Все действия человека Г. Салливен рассматривает под углом зрения удовлетворения своих потребностей и стремления к безопасности. Если согласно этой теории человеку не удается в силу каких-то внешних причин достичь желаемого, он заболевает. Просто? Даже слишком. Эта теория подкупает своей простотой, тем, что обращает внимание на конфликты текущего времени, а не на бессознательные, «ущемленные», невытесненные сексуальные конфликты детства. Однако и она грешит полным игнорированием врожденных, биологических особенностей индивида, таких, как темперамент, способности.

Даже на примерах двух последних теорий можно видеть, что психоанализ претерпел существенные перемены. Многие его приверженцы отошли от догм отца психоанализа, отвергли главенствующую роль сексуальных конфликтов детства, инстинкт агрессии и ряд других положений. Однако до настоящего времени все психоаналитики придерживаются постулата об антагонизме между сознательным и бессознательным психическим. А по этому поводу можно и поспорить.


blog comments powered by Disqus
 





Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...
 Загадки группы и резуса крови.

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...
Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...
"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...
Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...
Что делать если «залипла» на мужчину?

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...
Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...
Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Copyright

Copyright © 2017- Энциклопедия обо всем на свете «konflib.ru»
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.