Мне не до конца ясно, почему именно бизнес-планам так не везет, но их очень часто используют неправильно: чтобы сбить с толку, заставить скучать или показать, что вы готовы соответствовать чужим ожиданиям. Если я хочу получить реальные данные о бизнесе и о направлении его развития, я лучше поищу данные где-то еще. Если же говорить о том, как должен выглядеть современный бизнес-план, то я бы разделил его на пять частей:
– Правда
– Притязания
– Альтернативы
– Люди
– Деньги
Раздел «Правда» описывает все как есть. Если хотите, выносите информацию в подстрочные примечания, но дайте мне сведения о рынке, на который вы заходите, о ваших потребностях, о ваших конкурентах на этом поле, о технологических стандартах, историях успеха и провалах других в этой области. Чем больше конкретики, тем лучше. Чем больше фундаментальных данных, тем лучше. Чем более приземленные истории вы рассказываете, тем лучше. Задача этого раздела – убедить инвестора, что вы четко представляете себе реальное положение вещей, что мы с вами сходимся по основным пунктам. Этот раздел – не место для выражения мнения той или иной группы в компании, он просто констатирует, как обстоят дела.
Раздел «Притязания» – ваш шанс рассказать, как и что вы собираетесь менять. Мы сделаем X, и случится Y. За такие-то деньги и столько-то времени мы сможем реализовать Z. Мы представим продукт Q на рынке, и реакция рынка будет такая-то.
В этом – самая суть современного бизнес-плана. Единственная причина начинать новый проект – это желание что-то изменить, и я хочу знать, что вы собираетесь делать и что это принесет.
Конечно же, этот раздел будет неточным. Вы дадите обещания, которые потом не сможете воплотить. Вы выбьетесь из бюджета, нарушите сроки, не выполните план продаж.
Именно поэтому существует раздел «Альтернативы», где я должен прочесть, что вы будете делать в этих случаях. Насколько гибки возможности вашего продукта и вашей команды? Если ваши планы не сбудутся, означает ли это провал всего проекта?
Раздел «Люди» посвящен ключевому элементу всего бизнес-плана. Кто в вашей команде? Кого вы намереваетесь пригласить? И ответ на вопрос «кто» – не их резюме, а их отношение к работе, их способности, а также список завершенных проектов.
И последний раздел – «Деньги». Сколько вам нужно? Как вы собираетесь их тратить? Каковы показатели вашего балансового отчета, отчета о прибылях и убытках, поток денежных средств, валовая прибыль, стратегия изъятия капитала?
Может быть, вашим местным венчурным капиталистам и не понравится такая форма бизнес-плана. Но я готов поручиться, что вашей команде это поможет гораздо лучше продумать сложные вопросы.
Сет Годин.
→ > |
---|