Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.



Дассо. Часть 1. Богатство и трудности.

ДАССО – айсберг.

БОГАТСТВО И ТРУДНОСТИ — В «ПУСТЫНЕ»

ДЕ ГОЛЛЯ — УМИРАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ — КЛЮЧИ

ПЛАНИРОВАНИЯ — «СДЕЛКА ВЕКА» — ИСЧЕЗНУВШИЙ БУХГАЛТЕР

Марсель Дассо.

БОГАТСТВО И ТРУДНОСТИ.

«Кто вы, мсье Дассо

Вероятно, богатейшему и во всяком случае самому влиятельному промышленному магнату Франции Марселю Дассо, «отцу» самолетов «мистер» и «мираж» исполнилось 78 лет, когда он в 1970 году наконец решился ответить на этот вопрос. Однако те, кто с волнением ожидали выхода в свет его небольшой книжки «Талисман», были разочарованы. Автор книжки строго придерживался своих принципов, нашедших отражение в названиях его самолетов «мис­тер» (тайна) и «мираж», и не пожелал приподнять занавес таинственности, которым была сокрыта вся его жизнь, и рассказать, откуда проистекают его богатства, поведать о своих политических и военных связях. И тог­да парижская «Экспресс» иронически высказалась о кни­ге: «Дассо в своей книге преподносит детские рождест­венские сказочки. Он рекомендует хорошо учиться в шко­ле, много работать, быть честным и упорным. И если человек найдет на лугу еще и клевер с четырьмя листками в качестве талисмана, тогда ему уже ничто не помешает сделаться богатейшим человеком Франции».

Разумеется, для этого нужно много больше, чем кле­вер с четырьмя листками, но нельзя отрицать, что и талант предпринимателя, и многие другие способности нужны, прежде всего. Дассо прошел сложный, часто даже авантюристический жизненный путь, прежде чем достиг того, что, по словам одного из вице-председателей фран­цузского парламента, «его приемная сделалась самой важной во всей Франции». И многое другое должно было еще произойти, прежде чем Альбен Шаландон, тогдашний министр транспорта и бывший генеральный директор Парижского коммерческого банка, принадле­жавшего концерну Дассо, сказал: «Я считаю мсье Дассо богатейшим человеком Франции, а может быть, и всей Европы. Но этот человек — своего рода айсберг. То, что виднеется над водой, — это только «малая частица все­го». Впрочем, и то малое, что находится «над водой», — не так уж мало».

Марсель Дассо, настоящее имя — Марсель Блок, отпрыск очень одаренного семейства, родился в Париже в одном из мелкобуржуазных кварталов. Отец его — врач, старший брат — Дарьюс-Поль Блок окончил знаме­нитую Высшую политехническую школу, в которой обу­чались лучшие французские военные инженеры, позд­нее — генерал и член Французской академии наук. Его двоюродный брат Дарьюс Мило был крупнейшим фран­цузским композитором своего времени.

Молодой Марсель Дассо очень рано выказал способности конструктора. В 13 лет он получил премию на конкурсе чертежников. В 1909, когда Блерио перелетел через Ла-Манш, Марсель Дассо предложил совершенно новый тип воздушных винтов. 17-летний молодой конструктор за свой счет заказал одному столяру за 150 франков изго­товить этот винт. В это время он был еще студентом первого курса недавно открытой Высшей школы аэро­навтики.

Когда началась первая мировая война, командование еще только создававшейся французской военной авиации обратило внимание на воздушный винт молодого кон­структора, и так будущий владыка французского само­летостроения вписал свое имя в книгу истории воздуш­ных войн. На мебельной фабрике, где работал столяр, правительство заказало по уже имевшемуся прототипу целую партию воздушных самолетных винтов нового вида. Вскоре эта мебельная фабрика взялась поставлять '/4 всех пропеллеров, требовавшихся для французского самолетостроения. А после войны молодой изобретатель Марсель Блок (Дассо)на этой же фабрике нашел себе и жену: это была дочь владельца фабрики мадемуазель Мадлен Минкль.

Между тем герой нашей истории спроектировал пер­вый французский истребитель самостоятельной конструк­ции времен первой мировой войны СЕА-4. Армия зака­зала сразу же тысячу самолетов конструкции господина Блока (Дассо), но в это время мировой пожар погас.

Однако Марсель Блок (Дассо) и после войны сохранил славу самого талантливого конструктора самолетов во Фран­ции. В начале 30-х годов он, правда, всю свою энергию употребил на укрепление и расширение мебельной фабри­ки тестя, но в 1935 году все же именно Марсель скон­струировал истребитель — бомбардировщик «Блок-299». Он считал, что это должен был быть «главный» боевой самолет воздушного флота Франции. Но конструкция не удалась. Много этих истребителей разбилось, и пилоты окрестили самолет «летающим гробом». Специалисты во Франции до сих пор спорят о конструкции «Блок-299», хотя сам миллиардер упорно настаивает, что вина за катастрофы лежит на фирме «Гном-Рон», которая по­ставляла для этих самолетов моторы.

К середине 30-х годов Марсель Дассо (Блок) становится уже богатейшим человеком Франции и отцом французского самолетостроения. Когда несколько лет назад у одного высокопоставленного чиновника французского министер­ства авиации стали допытываться, в чем секрет ранних успехов Дассо, тот отвечал так: «Дассо лучше других очень точно знал, какие машины понадобятся генераль­ному штабу. Знал ли он это инстинктивно или у него были свои люди в генеральном штабе, это нам никогда не станет известно. Во всяком случае, к моменту объявления конкурса на каждый новый самолет у него уже было, по меньшей мере, полгода задела по сравнению со всеми остальными конструкторами. Он использовал самых луч­ших конструкторов, и не случайно, что уже в ту пору на его предприятиях всегда были наготове хорошо оплачи­ваемые должности для офицеров генерального штаба, уходивших в отставку». Данную цитату стоило привести уже потому, что это было одним из объяснений удиви­тельных успехов Дассо, прошедшего через все историче­ские и экономические бури.

Но были на его пути и некоторые трудности. Так, на­пример, в 1937 году французское правительство Народно­го фронта национализировало часть заводов Дассо (Блока). Однако «деловой нюх» не оставил Блока и тогда в беде: на выплаченные ему в виде компенсации деньги он купил акции компании «Дженерал моторз» и до сего дня оста­ется крупнейшим иностранным акционером этой гигант­ской американской фирмы.

Когда на Францию обрушилась война, а затем упала грозная тень поражения в ней, нацисты не медлили: схватив первого авиаконструктора Франции, они отпра­вили его в Бухенвальд. Небезынтересный факт из его жизни: в живых он остался благодаря коммунисту Марселю Полю. Поль спрятал его в больнице лагеря смерти. Гитлеровцы тщетно искали Блока (Дассо), отправленного в лагерь в качестве заложника, но путаница была такая, что его так и не нашли. (Марсель Поль стал позднее в первом правительстве де Голля министром промышленно­го производства.)

Возвратившись из концентрационного лагеря, Мар­сель Блок взял себе новое имя — Дассо. Свои заводы при первом правительстве де Голля, в котором министром авиации был коммунист Марсель Тиллон, он не смог получить назад. Однако правительство признало его необыкновенный талант, назначив генеральным директо­ром находившегося тогда в руках государства авиа­строительного завода СНКАСО. Но этим Дассо не удо­вольствовался. Он построил один за другим четыре новых авиационных завода, которые впоследствии были объеди­нены в одном концерне под названием «Женераль аэронаутик Марсель Дассо».


blog comments powered by Disqus
 





Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...
 Загадки группы и резуса крови.

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...
Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...
"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...
Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...
Что делать если «залипла» на мужчину?

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...
Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...
Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Copyright

Copyright © 2017- Энциклопедия обо всем на свете «konflib.ru»
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.