Фирма Дассо занимает и сегодня по уровню технологии и технике изготовления военных самолетов одно из первых мест в мире. Одна из наиболее успешных моделей «Мираж-6», истребитель-бомбардировщик, который легче, быстрее и к тому же дешевле своих предшественников. Второстепенную роль на заводах Дассо играет производство гражданских самолетов. Здесь лидирует в производстве небольшой турбореактивный самолет типа «сокол». Этими «соколами» очень любят пользоваться руководители крупных концернов для личных и деловых поездок, они завоевали на сегодня уже 30% соответствующего рынка.
При таком размахе бизнеса, конечно, неизбежны и неудачи, и такой «сбой» произошел, когда вашингтонская администрация отказалась принять машины «Мираж-5» (исправленный вариант «Мираж-3»). По первоначальному замыслу эти самолеты должна была по французской лицензии производить американская компания «Боинг». Дассо на протяжении многих лет (с 1962 по 1970 г.) сражался с лоббистами американских самолетостроительных заводов в американском конгрессе, но в конечном итоге потерпел поражение. Вашингтон решил вместо «Миражей-5» заказать заводу компании «Боинг» модель самолета фирмы «Нортроп-авиэйшн».
Двумя годами позже несмотря на поддержку французского правительства Дассо проиграл и второе сражение, которое вошло в историю самолетостроения и торговли оружием капиталистических стран под названием «сделка века». Речь шла о том, чтобы вооружить все страны НАТО легкими истребителями.
Американцы предложили машину типа «кобра» американской самолетостроительной фирмы «Нортроп» с бортовым оружием завода Говарда Хьюза, американского миллиардера, жившего в то время в полной изоляции от внешнего мира в состоянии, близком к помешательству, но имевшего очень хорошие связи с ЦРУ.
Французы, наоборот, хотели, чтобы в войсках НАТО был принят на вооружение легкий истребитель фирмы Дассо, что означало бы, разумеется, для Дассо гигантский бизнес. В то же время в этом была и определенная политическая заинтересованность французского правительства, которое проводило линию, отличную от Вашингтона. Генерал Эстуаль, один из наиболее именитых воздушных экспертов Франции, говорил так: «Тут, собственно говоря, речь идет о том, будет ли у Европы собственное настоящее самолетостроение или мы окажемся в плену у американского рынка».
Борьба длилась долго. Много ярких эпизодов можно было бы вспомнить из истории этой «войны». Например, потрясающим скандалом закончилось дело о письме, которое один из вице-председателей Национального собрания Франции генерал Штелен направил президенту республики Жискар д'Эстэну. Вице-председатель Национального собрания настаивал, чтобы французская самолетостроительная промышленность сотрудничала с американцами: «Если НАТО выберет французский самолет, это будет означать, разумеется, гигантский бизнес для Дассо, но в то же время мы бесполезно растратим деньги французских налогоплательщиков».
Но Штелен совершил ошибку, тайно отправив письма, точно такого же содержания в военные министерства четырех других стран НАТО (ФРГ, Бельгии, Голландии и Италии). Один из офицеров бельгийского генерального штаба возмутился, что генерал французской армии и вице-председатель Национального собрания выступает против «бизнеса века» своей собственной страны, и передалписьмоШтеленавкрупнуюпарижскуюгазету.
Скандал потряс всю Францию, особенно когда выяснилось, что вице-председатель французского Национального собрания генерал Штелен прежде занимал очень доходный пост на службе у американцев: был генеральным представителем «Хьюз эйркрафт корпорейшн» во французской столице.
Генералу пришлось уйти в отставку. Простился он и с креслом вице-председателя Национального собрания. Может быть, даже, что именно Дассо таким образом расправился со своим противником. Однако «сделку века» Дассо потерял. Конечно, не из-за действий генерала Штелена, а просто потому, что фирма Дассо (независимо от того, как богат был ее владелец) не могла состязаться по своему влиянию и пробивной силе с крупными американскими авиастроительными заводами и компаниями.
Над делом Дассо после этого второго поражения нависли новые еще более грозные тучи — в связи со сверхзвуковым самолетом, известным под названием «Конкорд». После выпуска обладавшего необыкновенными техническими качествами самолета «Каравелла», спроектированного самим Дассо, фирма согласилась на долевое участие в совместной работе по созданию общего французско-английского самолета «Конкорд». Но в начале 1973 года сперва американцы, а затем поочередно и другие заказчики отказались от покупки слишком дорогих самолетов «Конкорд». Это больно ударило по самолюбию Дассо. Правда, только по самолюбию. Расходы по созданию конструкции «Конкорда» несли французское и английское правительства совместно, а доходы, получаемые от продажи боевых самолетов и других изделий его предприятий, по-прежнему приносили французскому авиационному королю, по его собственному признанию, в первой половине 70-х годов по 1 млрд. долл. ежегодно, и это позволяло ему оставаться «государством в государстве». Львиная доля прибылей переходила в личную собственность Дассо, пополняя его прежние богатства.
На закате жизни, уже в возрасте 84 лет, повелитель «империи» Дассо вынужден был еще раз пережить типичный скандал по-французски. Действующим лицом этой истории был на сей раз главный бухгалтер фирмы, который вместе с владельцем ведал финансами фирмы. Господин Анри де Вотер, занимавший столь доверенный пост, однажды после полудня (при обстоятельствах, не выясненных до сих пор) нашел собственную супругу мертвой в ванне. С перепуга и в отчаянии бухгалтер пустился в бега в компании с одной танцовщицей, но перед отъездом заглянул в парижский банк. Поскольку Вотер имел неограниченные полномочия от владельца треста Дассо, то снял со счета банка 1,5 млн. долл. «на дорожные расходы». На руках кроме денег у него было и еще кое-что, а именно досье, которое содержало интересные документы о личных денежных аферах Марселя Дассо. Но у его спутницы тоже было что-то: близкий ее сердцу друг. И потому, как в третьесортном детективном романе, она выкрала досье у одного своего любовника, главного бухгалтера, и передала документы другому, более молодому другу.
Дассо поначалу не знал, что его документы находятся в руках шантажиста, и выступил по французскому телевидению в роли этакого «доброго дядюшки», сообщив, что он даже не собирается заявлять в полицию о краже денег: столь малая сумма денег легко восполнима, тем более что «бедный Вотер» был наверняка потрясен неожиданной смертью жены.
Однако и шантажист тоже хотел заработать на этом деле. И вот сразу в двух, кстати сказать, правых газетах — сначала во «Франс суар», а затем в «Ле пойнт» — появились статьи с весьма пикантными подробностями о том, как повсюду в мире (главным образом на Ближнем Востоке и в Африке) Марсель Дассо подкупал политиков, склоняя их к приобретению его самолетов, или о том, что неподалеку от Парижа Дассо построил себе дворец — этакое чудо из мрамора под названием «малый Трианон». Стоимость этого строительства в бухгалтерии фирмы Дассо была отнесена на статью «производственные расходы». Другие документы говорили также о том, что в бухгалтерии Дассо есть специальный секретный отдел, где готовятся ложные данные о зарплате рабочих, значительно превышающие действительные. На этом основании французское государство и иностранные покупатели должны были платить за поставленные самолеты гораздо более высокие цены. И наконец, из документов явствовало, что Дассо для того, чтобы стать депутатом Национального собрания Франции, истратил в своем избирательном округе 6 млн. долл. на подкупы. Между прочим, все принадлежавшие к правому крылу бургомистры городов в этом избирательном округе получили по собственному теннисному корту или бассейну.
Общественность после этих разоблачений потребовала прекратить злоупотребления Дассо и национализировать принадлежавшие ему предприятия. Но вплоть до 1981 года дело до этого так и не дошло: у французского правительства были на то свои причины. А именно: французская военная промышленность, не прибегая к подкупам, с трудом могла конкурировать с американской, в то же время вывоз французского оружия в страны развивающегося мира для Франции по-прежнему играл важную экономическую роль. Основой же французской торговли оружием (в особенности в Африке) являлись именно заводы Дассо. В государственных верхах хорошо знали, насколько осложнился бы французский экспорт оружия, если бы после очередного скандала о подкупе отвечать за все пришлось бы правительству. И государственные мужи воздержались от того, чтобы отбирать у Дассо права торговать французским оружием.
Когда Марсель Дассо одержал такую победу, он был уже 84-летним старцем. Неоднократно ему делали операции на глазах, потому что он уже почти ничего не видел. Он не посещал больше своих конструкторов и коммерческие решения принимал, по нескольку раз знакомясь с документами «на слух» или проигрывая записи документов на магнитофонной пленке. Кроме того, после перенесенной им еще в Бухенвальде инфекционной болезни он постоянно мерз. Даже в жаркое лето он ходил в зимнем пальто с теплым шарфом. Он уже четыре года не наблюдал за испытательными полетами самолетов своих последних конструкций, не ходил на французские авиационные выставки.
Сам он сидел в последний раз в самолете только в 1945 году, когда французское правительство привезло его во Францию из бухенвальдского лагеря.
Да он и ненавидел воздушные полеты.
→ > |
---|