Ноты существовали не всегда. Но и до появления нот музыканты тоже как-то записывали музыку, у каждого народа это делалось по-своему. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. А в григорианской музыке система записи песнопений называлась невма. Слово это означает «мимический жест» или «кивок головы».
Невмами записывалось лишь главное музыкальное направление, а все подробности и детали исполнитель должен был придумать сам. Невмы не указывали точной высоты звука, а только ее направление — вверх или вниз движется мелодия, а еще обозначали некоторые украшения мелодии и количество звуков, приходящихся на один слог. Невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки и напоминают детские каракули, будто разбросанные по бумаге. Невмами записывали только вокальную музыку. Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки; так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо д' Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо — нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки. Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Такие знаки-символы стали называться уже не невмами, а нотами. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение») стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем церковных певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.
Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна. Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ.
Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по протяженности звук. Это ЦЕЛАЯ нота. Овал с приставленной вертикальной линией-«хвостиком», который называется штилем, показывает, что этот звук в два раза короче, чем самый длинный, — эта нота ПОЛОВИННАЯ. Далее следуют еще более короткие длительности: ЧЕТВЕРТНАЯ нота (четверть), у нее овал заштрихован, но такой же хвостик, как у половинной; ВОСЬМАЯ — у этой ноты и овал заштрихован, и «хвостик» другой; ШЕСТНАДЦАТАЯ и так далее.
Так, используя определенное число дополнительных «хвостиков», называемых флажками, или поперечных черточек, соединяющих штили, которые называются вязки, можно четко обозначить, как долго должна звучать та или иная нота
→ > |
---|