Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.



Самураи. Культура и традиции. Оружие самурая. Меч и Лук самурая.

Понятие "Самураи" с древне-японского языка переводится как "служение кому-либо из высшего аристократического сословия" или как "защита хозяина". Изначально в Японии словом «Самурай» обозначали просто обычных слуг аристократов - феодалов. Главной задачей самурая – была охрана господина и его имущества от опасности и врагов.

Известный нам сейчас, класс самураев стал формироваться всего лишь в VII-VIII веках. К середине VII века в древней Японии активно формировалось молодое феодально-монархическое государство. Земельные наделы из общинного владения начали активно переходить в частное владение феодалов. С увеличением и усилением крупнейших феодальных поместий, более слабые помещики со временем переходили под протекцию и покровительство более крупных помещиков.

Вместе с протекцией все мелкие феодалы обременялись обязанностью воинской службы своему новому хозяину (Сюзерену). Из таких подданных формировалась феодальная армия "дворовых самураев". Со временем "дворовые самураи" переродились в самураев нового вида - вооруженных слуг. Теперь их главной целью становится охрана господина и его владений. За службу верой и правдой самураи получали вознаграждение (зарплату) в виде крова и пищи, а за самые выдающиеся заслуги могли получить и собственные участки земли.

Еще одним из поводов формирования нового сословия воинов были непрекращающиеся военные столкновения с «Айнами» - потомками древнейшего населения Японских островов. Для протекции собственных границ во второй половине VII века были сформированы специализированные военные отряды из богатых крестьян, "мастеров в стрельбе из лука и великолепных наездников". Позже в северо-восточной части страны с этой же целью появились первые военные крепости, их гарнизон состоял из так называемых "неудобных "людей.

Помимо этого, около границы постоянно курсировали мелкие отряды беглых крестьян, скрываясь от своих хозяев и пытающихся захватить земли Айнов. Постепенно правительство даже стало стимулировать миграцию на север страны безземельных крестьян. Такие крестьяне, получали от правительства оружие и могли успешно воевать с неугодными правительству Айнами.

Все эти меры стимулировали начало формирования на севере страны о. Хонсю самурайской прослойки. Местные помещики создавали личные самурайские дружины. Эти отряды участвовали в непрекращающихся стычках с аборигенами. В X-XII веках по причине большого числа междоусобных войн, которые были вызваны в основном борьбой за власть и территориальное доминирование, сословие самураев окончательно оформилось в сословие мелкого служилого дворянства.


В 1192 году глава одного из крупнейших и богатейших феодальных кланов Минамото получил титул сегуна. Столица его дома была перенесена в город Камамура на восток острова Хонсю. В результате этого появилась новая система управления - сегунат, напоминающей по своей сути военную диктатуру. При данных условиях власть Императора носила лишь формальный характер. Реальным правителем Японии являлся сегун. С тех пор самураями стало именоваться все военное дворянство Японии, вместе с самим сегуном. Верхушка пирамиды власти состояла из феодалов, являющимися крупнейшими землевладельцами. За ними стояли самураи из низкого и среднего сословия. Различия между самураями строились негласно на основании размера богатств.


Вначале Минамото разделил всех самураев первого сегуната на 2 группы. Одна была составлена из воинов, подчинявшихся напрямую Минамото, другая же группа несла службу у императорского дворца и храмов. В период царства эпохи постоянных военных стычек и конфликтов военное дело отделилось от земледелия полностью и бесповоротно. Владельцев земель теперь интересовало только одно, а именно - чтобы крестьяне работали и платили во время ренту. Главным родом деятельности самурая становиться война и военная служба. Помимо самих самураев в большинстве военных действий принимали участие и крестьяне, выполняющие обязанности слуг и оруженосцев.

Во второй половине XIII века Япония возникла новая опасность - монгольское вторжение. Два раза (в 1272 и 1281 годах) монголы, под предводительством Хубилая – одним из внуков Чингисхана, пытались вторгнуться на территорию Японии, чтобы колонизировать её и сделать частью своих территорий. Обе попытки вторжения потерпели неудачу. Корабли монголов тонули от небывалых по силе ураганов, получивших прозвище "Ками-кадзе" ("Божественный ветер").

К берегам Японии смогли доплыть лишь небольшие отдельные части армии Хубилая. Тем не менее и они представляли большую угрозу, но разрозненные и лишенные поддержки остатки армии монголов были разгромлены самурайскими отрядами. Во время нашествия Хубилая самураи познали новые стратегии ведения боя. Монгольские дружины, под единым командованием, ловко использовали стратегию окружений и обходных маневров, применяли огнестрельное оружие, ранее незнакомое японцам (с помощью огнестрельного оружия монголам удалось разрушить часть военных укреплений японцев, расположенных на побережье).

Война с монголами послужила причиной реорганизации военных сил. Из-за необходимости высокой маневренности во время боя, военное снаряжение стали изготовлять в более легком варианте. Вторжение монголов, потребовало мобилизации всех ресурсов государства и поэтому стало причиной временного ослабления самурайства. Финансовые трудности привели к тому, что самураи низкого сословия перестали получать оплату от своих хозяев, но должны были продолжать службу за собственные средства.

В XV веке Япония на длительный период погружается в состояние всеобъемлющего хаоса и беспорядка. В начале XV века почти на всех ее территориях идут военные беспорядки. Огромное число междоусобных конфликтов привело к деградации земледелия. С приходом XVI века в средневековой Японии начинается самый трудный период – смута и хаос захватывают все сферы жизни людей. Период с 1507 по 1573 год известен под именем "период сражающихся областей". Каждый сражался против каждого...

И только с наступлением XVII века в Японии период войны сменяется миром. Главной причиной примирения послужило политическое объединение Японии, основная заслуга в котором принадлежит Токугава Иэясу, провозгласившего себя новым сегуном в 1603 году. Сегун Токугава наложил запрет на ведение аристократами междоусобных войн, а также на возможность выступать против его власти. Одним из инструментов власти стало появление института заложничества, законопроект, регулирующий правила выдачи ссуд феодалам, для влияния на них за счет финансовой контроля, а также закрытие Японии для иноземцев для того , чтобы отрезать возможность появления внешних стимулов, которые смогли бы вызвать беспорядки в стране.

Сегун запрещал самураям торговать товарами, заниматься ремеслами и ростовщическим делом, все это стало осуждаться в качестве занятия для благородного человека. Но чтобы сделать жизнь самурая экономически более стабильной, сегунское правительство освободило их от налогов. Закон ревностно оберегал честь самурая. Так, один из постулатов гласил: "Если любой человек из низшего сословия, например, горожанин или крестьянин, будет виновен в нанесении оскорбления самурая своей речью или неуважительным поведением, его можно тут же зарубить".

Описание взаимоотношений самураев и низших сословий было зафиксировано в официальном документе, следующим постулатом: "Все нарушения должны быть наказуемы в соответствии с сословным статусом". По факту, это означало, что нарушения, которые считались легким проступком для самурая, могли стать причиной смертной казни для крестьянина. Но обратной стороной таких правил было то, что самурай должен быть лишен жизни за такой проступок, который для крестьянина не был смертным преступлением. К примеру, если самурай не выполнял приказ господина или нарушал данного собой слова, он сразу же был обязан совершить ритуальное самоубийство ("харакири").

В эпоху 3 сегуна сословие самураев начало утрачивать свое первоначальное значение. Причиной этому послужил упадок феодального строя, что, в свою очередь, привело к грубым нарушениям феодальных законов и традиций. Так, например, продажа оружия, воинских доспехов стало обычным явлением и, эта торговля полностью разрушила традицию, что продажа оружия возможна только сословию самураев. В условиях прекращения междоусобиц содержание самураев становилось непосильной обузой для крупных землевладельцев.

В начале второй половины XIX века разложение самурайского сословья достигло своего апогея. Стерлась система классового разделения жителей Японии на высшие и низшие сословия. После принудительного "открытия" Японии для торговли с внешним миром, такими странами как Америка и страны Европы, традиционная система натурального хозяйства страны восходящего солнца была почти полностью уничтожена. По сути, можно с уверенностью сказать, что самураи, которые как сословие оформились на заре раннего средневековья, стали новой силой развивавшегося феодализма, но по мере того, как Япония развивалась по направлению к капиталистическому строю, самураи потеряли свои позиции и влияние. Но все же, что представлял собой самураи в период междоусобных войн XII-XVI столетий, когда они еще были грозной силой и имели безграничное влияние на государственное устройство?

Звание самурая в средневековой Японии передавалось по наследству. Сын, идя по стопам своего отца – самурая, также автоматически становился профессиональным военным. Он продолжал служить в том же феодальном клане, членом которого был и его отец. Главной задачей для учителей «новоиспеченного» самурая было формирование в нем комплекса традиционных особенностей, считавшихся необходимыми в жизни воина. Самурай просто обязан был быть физически развитым воином, владеющим в абсолютной степени боевым искусством и вооруженным знанием моральных устоев своего клана.

Сын самурая уже с пеленок окружался исключительной заботой и вниманием. Особое значение имел первый сын, так как он по праву становился наследником всего дома и всего состояния семьи. В добавок к этому, он наследовал и имя отца-воина. Через пару дней после рождения ребенка в дом самурая приходила его родня. Они приносили с собой подарки будущему наследнику. Среди этих подарков обязательным атрибутом были два веера, которые по форме были похожи на два меча воина. По прошествии нескольких лет сын самурая получал в подарок более серьезный подарок -один или два деревянных меча. Во время ежегодных праздников мальчиков родители выставляли миниатюрные доспехи, оружие и знамена (Ума-дзируси). Этими ритуалами родители и родня стремились воспитать в будущем самурае уважение к военному делу и его атрибутам.

Огромное влияние на формирование морали и духовности молодых самураев имело учение Конфуция (конфуцианство). Его главные постулаты говорили о том, что дети обязаны вести себя по отношению к родителям с большим почтением, уважением и кротостью, полностью подчиняться их воле и ни в коем случае не огорчать их и беспокоить своим поведением и словами. Эти постулаты не менялись даже, если родители были нехорошими людьми и плохо относились к своим чадам. Ребенок всегда обязан был пожертвовать своими интересами в пользу своих родителей. Детям частенько начитывали конфуцианские трактаты, пропитанные нравоучительными рассказами и притчами. Так, в одной истории говорилось про то, как маленький мальчик лег в мороз на лед замерзшего озера, чтобы теплом собственного тела растопить лед и поймать рыбы для своей мачехи.

Но, все-таки, главным пунктом морального воспитания самурайской молодежи было взращивания в личности абсолютной верности государю, который фактически считался отцом воина.

Еще с большим почтением, чем к родителям, начинающий юный самурай относился к своему учителю и наставнику. Ни один его приказ не обсуждался и выполнялся мгновенно. Интересный факт, но за обучение вознаградить своего учителя деньгами или другими ценностями было запрещено. Ученик до конца жизни обязан почитать и превозносить своего наставника и всегда хранить в сердце и разуме верность ему. Для формирования бесстрашия в душе молого воина, отец частенько приказывал юному самураю ходить по ночам на кладбище, где по народным поверьям обитала темная сила. Юные самураи частенько были свидетелями публичных наказаний и казней тоже в воспитательных целях. Юных самураев периодически изнуряли бессонными ночами и тяжелой работой, чтобы закалить их силу воли. К тому же это воспитывало такой навык как терпение и выносливость, которые считались также важными ключами к победе в бою.

Но чтобы стать окончательно сформировавшимся воином походов на кладбище и бессонных ночей не достаточно, по этому, молодому самураю нужно было в совершенстве овладеть техникой фехтования, обращения с копьем, стрельбы из лука, а также владеть приемами джиу-джитсу. Молодые подростки из самурайских семей высшего сословия помимо всех вышеперечисленных навыков должны были быть великолепными наездниками.

У каждого клана, при дворе крупного помещика для этой цели были построены специальные фехтовальные залы, площадки для физкультурных упражнений и отработки техники стрельбы из лука. Процесс обучения в этих специальных школах продолжался от 8 до 15 лет. Одним из важных навыков считалось способность плавать в полном боевом снаряжении и с оружием. Существовал целый ряд школ, специализировавшихся на обучении различным техникам плавания. Наставники школы Кобори обучали воинов плавать в полном снаряжении. При этом самурай обязан был держать верхнюю часть туловища как можно выше над водой. Такая техника позволяла вести успешную стрельбу из лука. В школе Суито обучали прыжкам в воду, глубина которой обычно не превышала 1 м, с большой высоты. Главным навыком, которому учили в школе Синден, было плавание и ныряние со связанными руками и ногами, а также борьба с противниками по захвату его плавательных средств (например, лодки). Существовало огромное количество других школ со своей спецификой. Были даже такие, где воины учились плавать в штормовом океане, стрельбе из воды, борьбе с противником в воде, преодолению опасных и сильных течений, водоворотов и больших волн, освобождению рук и ног от вьющихся водорослей и др. Кодекс чести самурая - бусидо требовал, чтобы воин не только владел боевыми искусствами, но и знал историю, литературу, а также был знаком с секретами каллиграфии.

По достижению 15 летнего возраста обучение юного воина считалось завершенным. В день его «воинского совершеннолетия» молодому самураю дарили настоящие боевые мечи. С этими мечами самурай шел через всю жизнь и расставался только на смертном одре. Дочерям воинов в дар преподносили короткий кинжал – это демонстрировало принадлежность женщины к сословию воинов. Юному воину впервые в жизни делали прическу настоящего самурая: сбривали волосы у лба, а на макушке завязывали узел волос. Юноша впервые одевался как взрослый самурай – надевал широкие шаровары, похожие на юбку. Первое торжественное одевание представляло собой настоящий семейный праздник, который обязательно сопровождался торжественным посещением храма божества - покровителя рода юного самурая. После прохождения торжественных обрядов и получения боевых мечей, молодой воин обретал полную свободу действий и определенную независимость. Молодой самурай только теперь считался полноправным членом своей касты.

В бою воина защищали не только его боевые навыки, но и военное снаряжение. Если сравнить доспехи японских самураев с европейскими доспехами, то в глаза бросается то, что, в отличие от европейских, военные доспехи японских самураев на протяжении долгих веков оставалась практически неизменными.

Доспехи самураев были очень удобными. Они собирались из отдельных пластин, которые между собой связывались с помощью шелковых шнурков. Такие доспехи позволяли самураю двигаться легко, гибко и с достаточным комфортом. Такая конструкция позволяла достаточно легко приспособить их к любой фигуре воина, в сравнении с теми же европейскими латами рыцарей, которые производились по индивидуальному заказу и меркам. Именно благодаря такому свойству японские доспехи с легкостью передавались по наследству от отца к сыну, из поколения в поколения, и могли служить семье несколько десятилетий, а то и дольше.

В базовый комплект самурайской военной амуниции обычно входило следующее: шлем, полумаска с прикрепленными к ней пластинами для защиты шеи, панцирь, наплечники, нарукавники, набедренник, наголенники и обувь. Шлем изготавливался из вертикальных склепанных между собой железных полос. Сзади к шлему подсоединялись горизонтальные пластины, защищавшие шею воина. На верхнюю из этих пластин, выдвигавшуюся вперед, воины крепили свои фамильные гербы. На передней части шлема с помощью металлических клепок фиксировался козырек для защиты глаз и две мотыгообразные направляющие, задачей которых было ослабление силы, направленных в голову ударов мечей.

Металлическая полумаска (иногда забрало) защищала лицо самурая от мечей и стрел. Чаще всего маски раскрашивались, чтобы походить на человеческое лицо. Но для создания устрашающего эффекта на противника они приобретали рядом черт, создающих омерзительное впечатление (например, оскаленный рот). Панцирь состоял из двух основных частей: большой кованой металлической пластины и части, защищающей спину. Спинная защита крепко соединялась только с передней левой пластиной и была разъединена справа. Обе части крепко связывались с помощью толстых шелковых шнурков. Иногда и грудную пластину обшивали тканью, к которой крепили поперечные железные пластины. Цвет этих пластин и соединявших их шнуров был различным у самураев разных феодальных каст, что служило характерным инструментом отличия своих воинов от воинов противника. Спереди, на уровне ключиц, к панцирю прикреплялись пластины с гербами. Наплечники охраняли плечи воина. Они имели четырехугольную форму и состояли из нескольких продольных пластин, также скрепленных шелковыми шнурками. Латные нарукавники защищали от вражеских ударов предплечья. Нижняя часть закрывалась набедренной защитой, которая представляла собой своеобразный передник раздвоенный посередине. Верхняя часть набедренной защиты делали, как правило, из материи или замши, потому что к нему вплотную прижималась нижняя часть панциря. В отличие от верхней части набедренника его низ внешне больше напоминал кольчугу с прикрепленными к ней неизменными металлическими пластинами. Ноги от колена до щиколотки прикрывались наголенниками. Обувь изготавливалась из кожи и шкур и удерживалась на ногах при помощи кожаных или шелковых ремней.

Вся амуниция воина хранилась в специфическом сундуке для доспехов. Боевой шлем самураи одевали только перед началом сражения. Иногда в процессе битвы самураи использовали свой шлем в качестве щита от стрел, снимая его и беря в руку.

Настоящие боевые щиты практически не использовались в Японии, поскольку основное оружие самурая это - двуручный меч - катана, орудование которым требовало занятости обоих рук. У всех самураев также обязательно при себе был боевой веер. Его использовали для подачи визуальных сигналов, позволяющих скоординировать передвижения войск в бою. Помимо этого, веер при жаре применялся воинами для обмахивания и охлаждения. Также кроме стандартного веера у самураев высшего ранга был еще и специальный веер, используемый в качестве командирского жезла. Этот веер был изготовленный из метала и мог использоваться как оружие во время боя.

У Самураев из конных отрядов, ко всему прочему, имелась еще и специальная накидка. Этот плащ, длинной, примерно, около 2х метров, шился из специальной ткани. Этот плащ крепился на шлеме и талии воина и служил защитой от стрел, выпускаемых врагом в спину. Подобные плащи нигде за приделами Японии не встречались. Собственное обмундирование было и у боевого коня самурая. Его окутывали толстыми шкурами диких животных. Бывало также, что тело лощадей защищали с помощью специфической попоны или кольчуги.

Как правило, любая битва начиналась с атаки из лука. И только потом начинались ближние бои, где в ход уже шли копья и мечи. Как уже писалось ранее, меч для самурая был главным оружием и ценностью. Будучи основным инструментом труда для самурая, меч, в дополнение к этому, также являлся символом касты воинов. Даже очень бедный воин способен был владеть мечом, представляющим огромную ценность, поскольку считалось, что такие вещи как: доблесть, честь и храбрость, которые меч олицетворял – стоят больше чем все материальные богатства мира. Древний японский меч («Кэн»)- был заточен с обеих сторон и крепился за спиной по диагонали. В бою самурай удерживал его двумя руками. Со временем технология заточки изменилась, и меч уже начали затачивать только с одной стороны. К VII веку меч приобрел новую форму, а именно - его стали делать с легким изгибом. Именно эти клинки мы знаем как "японские мечи", потому что это они дошли до наших дней без изменения формы, которая оружейники установили, как идеальную.

Японские клинки мог производить только человек, который принадлежал к феодальному сословию, то есть даже само производство мечей носило аристократичный характер. Вследствие чего, мечи, чаще всего, изготавливали люди, связанные с самураями или придворными родственными связями. Изготовление меча было настоящим ритуалом, к примеру, перед тем как японский кузнец начинал ковку клинка, он совершал обряд очищения своего тела. Затем перед специальным алтарем кузнец морально готовился к предстоящей работе, чтобы заложить основу для успеха процесса. Производство клинков было очень сложным предприятием. Технология производства предусматривала проковку, вытягивание и следовавшее за этим многократное складывание и новую проковку полос металла. В конечном итоге, получался тонкий брус метала, состоящий из бесконечно возможного числа слоев, наслоенных друг на друга. Подобная технология приводила к тому, процесс ковки боевого меча мог затянуться до десяти лет, потому что число таких слоев могло достигать нескольких миллионов. По окончанию производства меч шлифовали и закаляли. Подобные мечи ничем не уступали дамасским. А иногда и превосходили их, и считались лучшими на всем Дальнем Востоке. Остроту клинка часто тестировали на трупах павших врагов. Опытный самурай, обладавший хорошим мечом, мог одним ударом перерубить три положенных друг на друга трупа.

Традиция носить самураями два меча одновременно сформировалась во времена возвышения сегунов Асикага. К тому моменту все представители касты самураев имели право носить меч. В самом начале, основная функция второй меча была – это просто быть запасным мечом, но впоследствии это превратилось в особый обычай ношения одновременно двух мечей. Самый большой из двух мечей именовался - катана (или дайто), а маленький - вакизаси (или сето). Помимо двух основных мечей воины иногда имели и третий меч – танто, который на самом деле был аналогом кинжала. Правила ношения меча для самураев были строго регламентированы специальными законами. Нарушение подобных правил каралось смертью, поскольку смыть подобный позор можно было только кровью. Например, зайти в дом воина с мечом мог только главнокомандующий клана или воин выше хозяина рангом в сословии. Находясь в доме, гость отдавал свой меч хозяину, а хозяин в свою очередь клал этот меч рядом с гостем на специальную подставку.

Обнажать меч строго воспрещалось, это можно было сделать только с разрешения и только в том случае, если хозяин меча хотел продемонстрировать его лезвие, как произведение искусства. Но даже при наличии разрешения для того, чтобы продемонстрировать лезвие меча, правила требовали того, чтобы владелец обнажал лишь его часть, располагавшуюся у основания грифа, рядом с Цубой. Если же самурай хотел продемонстрировать весь меч, то он отдавал его в руки друга, и тот уже самостоятельно, с многочисленными извинениями, по правилам этикета доставал меч из ножен. Обнаженный на улице клинок, как и любое другое холодное оружие, говорил о том, что дружбы между самураями больше нет и они теперь враги. Самурай ни при каких обстоятельствах не расставался со своим клинком и держал его рядом с собой в максимально легкодоступном месте. Еще одним распространённым видом оружия у самураев был лук, который имел отличную от западноевропейской форму. Место для стрельбы располагалось не в середине, а немного ниже центра лука.

Самурайские стрелы имели разную форму, в зависимости от того для каких целей они использовались. У боевых стрел были металлические наконечники, у тренировочных стрел наконечники изготавливались из костей, рога и дерева. Специальный наконечник был у сигнальных стрел, поскольку основной их функцией был сигнал о начале боя о начале боя. При полете эта сигнальная стрела громко свистела. Помимо стандартных стрел каждый воин-самурай носил с собой и особую "родовую стрелу". На такие стрелы специальной техникой наносили имя владельца, и именно по такой стреле опознавали убитого воина на поле сражения. И её же забирал победитель, как военный трофей, свидетельствовавший о победе в бою.

В постоянных феодальных сражениях самураи также использовали и копья. Конница была вооружена специальными укороченными копьями, а пехота удлинёнными , размером до 4-6 метров. Еще одним видом оружия, которым помимо самураев пользовались монахи и даже женщины, были алебарды. Дочерей самураев тренировали искусству боя именно с применением этого оружия. Примерно с начала XVI века в войсках феодалов появилось первое огнестрельное оружие - пушки и ружья. Но, несмотря на появления огнестрельного вооружения, традиционные меч и лук не были вытеснены и еще очень долго оставались на вооружении воинов.


blog comments powered by Disqus
 





Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...
 Загадки группы и резуса крови.

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...
Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...
"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...
Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...
Что делать если «залипла» на мужчину?

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...
Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...
Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Copyright

Copyright © 2017- Энциклопедия обо всем на свете «konflib.ru»
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.