Четвёртая яма: апариграха - непринятие. Естественным следствием ямы “нестяжания” будет “непринятие”. Нестяжание означает непривязанность к тому, что не принадлежит нам, непринятие же означает непривязанность к тому, что мы обычно считаем своей собственностью. Это умеренность в приобретении, владении и использовании любых вещей: пищи, одежды и крова для тела; общения и дружбы для удовлетворения привязанностей; средств образования для разума. Такая “золотая середина” приводит человека к гармонии с внешним миром, или по крайней мере, с его ближайшим окружением. Нужно понимать, что на самом деле нам не принадлежит ничего. Всё – наши тела, поступки и даже мысли – принадлежит Господу. Слово “париграха” - означает копить, собирать. “А” - отрицание, т.е. дословно следует понимать - будь свободным от накоплений. Данный обет предписывает не брать вещей, в которых нет необходимости, также не следует накапливать или собирать вещи, которые в данный мормент не нужны. Не следует что-либо одалживать, принимать подарки или денежные вознаграждения, предварительно не отработав за это. Любой подарок или одолженная вещь ставит человека в зависимость от дарителя, ограничивает его свободу, заставляет делать то, что часто может противоречить его собственным взглядам или идет вразрез с его устремлениями. Накопление вещей происходит от недостатка веры в свои собственные силы. Большая часть вещей, которыми мы располагаем - ненужный мусор, не только бесполезный, но и мешающий жить и развиваться. Наше общество – общество потребления, в котором присутствуют ложные ценности, ценности производства фиктивных благ, и ценности потребления фиктивных благ, а также престиж владения определенными благами. Большая часть предметов – мешает нам достигать поставленных задач. Обычный человек, просто выбрасывает деньги, приобретая ненужные вещи (услуги), называемый рекламой, общественными стереотипами, доступностью в супермаркетах и пр. Таким образом он напрасно тратит свои ресурсы – деньги, силы, время необходимое на поход по магазинам, чтение инструкций и пр., усложняя и «загромождая» жизнь. Отказ от лишних потребностей освобождает человека для восприятия высшего духовного мира. Отказ от каждой псевдопотребности – это победа и продвижение. Вместе с физиескими потребностями нужно устранить и ограничивающее вас стремление к мирским, а позже и к иным целям.Еще один аспект обета Апариграха - непривязанность к содеянному, даже, если это сделано собственными руками. Более тщательное выполнение этого обета требует воздержания от всех привязанностей. Это предполагает отказ от привязанностей к объектам, от которых мы получаем удовольствие посредством пяти органов чувств, т.е. приятным звукам, приятному прикосновению, приятному вкусу и т.п. Привязанность к миру объектов приводит к зависимости от этого мира, а сила зависимости становится причиной новой кармы, которая приводит к новому рождению.
Йоги утверждают, что, если садхак следует своим духовным устремлениям и выполняет основные обеты Ямы, то все, что ему необходимо для жизни придет к нему само в надлежащее время и в надлежащем виде. Результат практики обета Апариграха, как следует из йога сутры и других классических текстов:
- познание предыдущих жизней,
- апариграха устраняет беспокойство за накопленное, страх утраты, горе от потерь, ненависть, гнев, лживость, воровство, привязанность, разочарование, беспокойство ума, неугомонность, заботы и волнения,
- она дает покой, умиротворение и удовлетворение,
- это помощь в практике ахимсы, сатьи и астейи,
- непринятие роскошных даров - это апариграха,
- когда человек не принимает даров, его ум очищается,
- c каждым даром вы принимаете пороки дарителя,
- если вы укрепляетесь в апариграхе, вы обретаете память прошлой жизни. Если в медитации вы настолько полно отдадите себя Богу, что осознаете, что всё принадлежит Ему, то быстро достигнете результатов.
→ > |
---|