Ашкеназы.
Ашкена́зы (ивр. אשכנזים, ашкенази́м; ед. ч. ашкенази́) — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV веку. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был идиш.
Термин происходит от слова «Ашкеназ» — семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета. По состоянию на конец XX века, ашкеназы составляют большую часть (около 80 %) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около половины еврейского населения. Традиционно противопоставляются сефардам — субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.
Из известных представителей: Ротшильды, Генрих Гейне, Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн, Франц Кафка.
Происхождение:
Рейнская теория.
Поскольку ашкеназы — это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна, который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I веке Иудею. Еврейские общины широко распространяются по городам Империи. Уже в I веке еврейские общины появляются к северу от Альп в Галлии. В 321 году в Кёльне существовала еврейская община. Однако эта группа евреев скорее была романиотами и ещё не могла считаться настоящими ашкеназами, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь. Возможно, эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королем Дагобертом в VII веке.
В 801 году упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют «праотцом ашкеназских евреев». Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 году ашкеназийские общины уже глубоко укоренились по берегам Рейна.
Хазарская теория.
Существует и иной взгляд на происхождение ашкеназов. Есть спорная теория, утверждающая, что ашкеназы — потомки исповедующих иудаизм жителей Хазарии, мигрировавших в Западную Европу в X веке после разгрома Хазарии. Восточноевропейские еврейские общины действительно ассимилировали некоторое количество потомков хазар — тюркоязычного кочевого народа смешанного происхождения, не имеющего существенных еврейских корней. Однако хазарская теория утверждает, что потомки хазар составили саму основу ашкеназов. Таким образом, рейнская и хазарская теории спорят о направлениях миграции предков ашкеназов и о том, кто кого ассимилировал: европейские евреи немногочисленных мигрантов с востока или, напротив, потомки жителей Хазарии, двигаясь на запад — немногочисленных евреев восточной и центральной Европы.
Данная теория имеет как сторонников, так и противников. Теория дает повод подвергнуть сомнению историческую связь евреев с Палестиной, так как, согласно этой теории, предки подавляющего большинства современных евреев имеют очень малое или не имеют вообще никакого отношения к Стране Израиля. С другой стороны, теория позволяет утверждать, что ашкеназы, как наследники хазар, являются вполне коренным, а не пришлым, народом России или Украины.
Еще немного интересных фактов: Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса.
Национальное движение XIX века привели к появлению сионизма, основателем которого был Теодор Герцль. В 1897 году в Базеле собирается Всемирный сионистский конгресс, который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в Палестине.
Сефарды.
Сефарды (ивр. סְפָרַדִּים «сфарадим», от топонима Сфарад (סְפָרַד), отождествляемого с Испанией) — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино (жудезмо, сефардский язык). В собственной (сефардской) литургической традиции использовался сефардский вариант произношения древнееврейского языка.
Термин сефард происходит от Сфарад (ивр. ספרד), что на иврите означает «Испания». Золотой век сефардского языка и культуры пришёлся на время мусульманского правления в Испании.
После завершения Реконкисты в 1492 году сотни тысяч романоязычных евреев, отказавшихся принять христианство (см. марраны), были выдворены из страны (см. Изгнание евреев из Испании).
Серебряный век сефардской культуры начался после Изгнания из Испании. Сефардские евреи были приглашены турками-османами для заселения Балканских городов, захваченных после поражения Византии. Пальму первенства в этом взяли Салоники. Боясь постепенного возвращения в разграбленный город греков и славян-христиан из соседних деревень, турки предпочли заселить его евреями. Вплоть до начала XX века евреи составляли свыше половины населения 100-тысячного города, а его основным языком стал ладино. Холокост в годы немецкой оккупации и массовая эмиграция оставшихся евреев в США и Израиль привела к исчезновению некогда богатого и довольно влиятельного национального большинства в Салониках.
Из известных представителей: Рокфеллеры, Бенедикт Спиноза
Немного истории:
С образованием Государства Израиль в 1948 большинство ладиноязычных сефардов Турции и Греции иммигрировало в Израиль, происходит процесс их ассимиляции с другими евреями Израиля и забывания языка ладино. Сегодня в Израиле сефардами или евреями сефардского толка считаются не только сефарды в узком смысле слова, но и евреи-репатрианты из арабских стран, курдистанские, персидские, афганские, среднеазиатские, грузинские, кавказские и кочинские евреи. Это связано с тем, что данные евреи исповедуют иудаизм испанского (сефардского) канона, отличающегося от германского (ашкеназского) и развивавшегося независимо от него. Несмотря на то, что изгнанные сефарды поселились вокруг бассейна Средиземного моря, сефардский канон распространился далеко за пределы их новых поселений. Потомками изгнанных сефардов являются и болгарские евреи, евреи западной части Турции (турецкие евреи), греческие евреи, югославские евреи, итальянские евреи. Эти евреи имеют право на испанское гражданство согласно современным законам Испании.
Марраны.
Марра́ны или Мара́ны (исп. Marrano, от араб. محرّم мухаррам — запрещенное), — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).
Указ испанской правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятый в 1492 году предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Большинство евреев бежало либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Однако часть евреев в Испании, а затем в Португалии, приняла христианство. Похожая участь в 1502 году постигла и мусульман (мавров), а через сто с небольшим лет — и морисков — потомков мавров, номинально принявших христианство.
Часто марраны и их потомки втайне продолжали сохранять верность иудаизму (полностью или частично). Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу анусим (ивр. אֲנוּסִים, букв. `принуждённые`) — евреев, насильственно обращённых в иную религию. Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции, как и мориски.
На протяжении следующих нескольких столетий, во время колонизации Испанией и Португалией Южной Америки и островов Карибского моря, многие марраны поселились там. Часть из них присоединилась к сефардским евреям, нашедшим убежище в голландских колониях. Однако основная масса марранов растворилась в испаноязычном населении.
Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии и 11 % имеют арабские и берберские корни.
Происхождение названия.
Это, по всей видимости, презрительное прозвище неясного происхождения. По-испански marrano означает «свинья». Существуют, однако и другие версии этимологии термина «marrano»: ивр. מראית עין (мар’ит аин, «внешняя видимость»); арам. מר אנוס (мар анус, «принуждённый»); ивр. מומר (мумар, «выкрест») с испанским окончанием 'ano'; араб. mura'in («ханжа»).
Марраны часто подвергались погромам наравне с иудеями. Преследование марранов было одной из основных задач испанской инквизиции (1478—1835). Первоначально многие марраны достигали высокого положения в обществе. Но с 1449 года сначала кортесы, цехи, монашеские ордены и университеты, а позднее также королевская и папская власть ограничивали права марранов. Последний подобный закон был отменён в 1870 году. Тем не менее, ещё в 1941 году святой Хосемария Эскрива де Балагер, происходивший из марранов, был арестован франкистами. Несмотря на то, что в годы гражданской войны он призывал католиков воевать на стороне Франко, его подвергли допросам, с целью выяснить, не влияет ли его происхождение на его деятельность и не является ли созданная им организация «Опус Деи» «еврейской ветвью масонства».
Традиционная еврейская историография полагала, что марраны эмигрировали исключительно по религиозным причинам. Однако ряд современных историков (например Бенцион Нетаньяху и А. Ж. Сарайва) считают, что инквизиция пыталась не просто заставить марранов отказаться от тайного иудаизма, но овладеть их имуществом. Для этого обвинения возводились на вполне искренних христиан и они также эмигрировали спасаясь от инквизиции.
Романиоты.
Романиоты (греч. Ρωμανιῶτες) — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Византийской империи из потоков миграции иудеев в Ахеменидской, Селевкидской и Римской империях.
Основная страна проживания — Греция, где они жили во многих крупных городах: в Афинах, Янине, Салоники. В 1900 г. из 173 тысяч жителей Салоников около 80 тысяч были евреями, среди которых были романиоты.
Вторая мировая война стала для общины катастрофой. Нацистская армия оккупировала Салоники 9 апреля 1941 г. В 1943 г. всех городских евреев загнали в гетто. И в том же году они были депортированы.
В общей сложности из Салоников было выслано 43 850 евреев, или 95 % городской еврейской общины. Из 77 377 греческих евреев только 10 000 смогли пережить Холокост.
В античную эпоху евреи, жившие в Греции, Малой Азии, Понте, Фракии и Каппадокии и говорившие на греческом языке, назывались со стороны прочих евреев «йованим» (название греков на иврите, на библейском греческом «эллины» и «эллинисты»). Средневековый еврейский термин, обозначавший грекоязычных евреев Византийской империи, проживающих на Балканах и в Малой Азии. Термин является этнонимом от западноевропейского названия Византийской империи Романиа. Сами греки называли своих евреев просто иудеями, а в современной Греции используется термин Εβραίοι — евреи для общего названия еврейской нации. Термин романиоты или евреи-романиоты проник в греческий и другие языки в наше время.
Языковая культура.
Языком романиотов был еврейско-греческий. Они носили в основном греческие родовые имена; даже их синагоги имели греческие названия. Другим наименованием общины романиотов было грегос (буквально «греки» на еврейско-испанском языке).
После падения Византии местом расселения романиотов стала Османская империя (см. Турция). В 1547 г. в Стамбуле был напечатан перевод Пятикнижия с иврита на еврейско-греческий (еврейскими буквами) и латинский языки.
До начала 16 в. романиоты оставались основной еврейской общиной в традиционных районах проживания. Однако с усилением еврейской иммиграции из Европы, особенно из Испании и Португалии, удельный вес романиотов стал резко снижаться, сократилось число их синагог.
Язык или диалекты романиотов сохранялись вплоть до Второй мировой войны в некоторых общинах Греции; после войны и эти общины (или их остатки) перешли на современный греческий язык.
Сейчас в общей сложности на романиотском языке разговаривают более 50 человек, 35 из которых живут в Израиле.
Религиозная культура.
«Нусах» (состав, порядок и напев) молитвы романиотов является единственным, который сохранил тексты и напевы, бытовавшие в Земле Израиля в 7 и 8 вв., после мусульманского захвата, — рассказывает исследователь средневековых молитв и песнопений проф. Йосеф Яалом из Еврейского университета в Иерусалиме. — Если бы не Каирская гениза, где также были найдены эти песнопения, молитвенник романиотов был бы единственной тропой, ведущей нас к очагу еврейского творчества, который теплился в Земле Израиля в тот период, очень мало исследованный.
Молитвенник итальянских евреев также изобилует песнопениями Земли Израиля. Но «Нусах» романиотов более ранний. Кроме того, древняя община Южной Италии также является романиотской в своей основе. Горы Южной Италии принадлежали Византии. Однако в конце концов в Риме был составлен молитвенник, который объединил в себе все варианты молитв итальянских евреев, и сегодня мы называем его итальянским молитвенником.
После изгнания евреев из Испании весь Балканский полуостров наводнили испанские евреи. В большинстве балканских общин возобладала их культура, и романиоты постепенно растворились в общинах пришельцев из Испании. Это произошло не только с романиотами, но и почти со всеми общинами тех мест, куда прибыли изгнанники, например, Северной Африки и Сирии. Испанское еврейство, которое всего за несколько поколений до этого пережило Золотой век, равного которому не было во всей истории еврейского изгнания, привезло с собой богатейшее культурное наследие. Обычаи испанских евреев, их ѓалахическое наследие, нусах их молитвы, включая и песнопения, — все это возобладало над местной традицией, а в некоторых местах и полностью уничтожило ее. Этот процесс ускорялся также из-за смешанных браков между общинами.
Исконная романиотская традиция была почти уничтожена. Однако в отдельных общинах, например, на острове Корфу и в городе Салоники, евреи продолжали придерживаться романиотских обычаев и молиться по их древнему нусаху. Во время Катастрофы эти общины были почти полностью уничтожены
Единственная синагога в Израиле, которая сохраняет до сегодняшнего дня часть романиотской традиции, — это синагога выходцев из Янины, расположенная на улице Гильбоа в иерусалимском квартале Нахлаот. Однако и там испанский нусах празднует свою позднюю победу: основная часть молитвы читается в соответствии с ним, и лишь песнопения поются согласно традиции романиотов. Во всем мире сегодня существует только три полностью романиотских синагоги: в Афинах, в Чайна-тауне в Нью-Йорке и в Янине.
Сабры.
Са́бры (ед.ч. «са́бра» (кактус), от ивр. צבר; ед.ч. муж.р. «цаба́р», жен.р «цабари́т», мн.ч. муж.р. «цабари́м», мн.ч. жен.р. «цабариё́т») — термин, обозначающий евреев, которые родились на территории Израиля.
История термина.
Термин впервые был использован 18 апреля 1931 журналистом Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!», опубликованной в газете «Доар ха-Йом»; в статье он выступал против внешне высокомерного отношения коренных израильтян к новым репатриантам. Это сравнение с колючим пустынным растением (Опунция индийская), у которого сладкий и мягкий плод покрыт шкуркой с колючками, намекает на то, что сабра-киббуцник «колючий» снаружи, но «мягкий» и «сладкий» изнутри.
В политическом смысле сионистское движение использовало термин для восхваления «нового еврея», образ которого был создан в самом начале XX века. В противоположность «старому» типу еврея, который родился на чужбине и, согласно стереотипному образу, был "буржуем", «новый еврей» представлял тип поселенца, пахаря и трудяги. «Старый еврей» не предпринимал ничего для самозащиты, в то время, как сабра защищает отечество с оружием в руках.
Ивритское слово «цабар» изначально было сленговым, но постепенно превратилось в нормативное, служившее для описания еврея, уроженца Израиля. Когда слово было сленговым, ударение падало на первый слог, а когда оно стало стандартизованным, ударение стало падать на последний слог, как в большинстве слов современного иврита.
P.S. Существуют древние еврейские роды, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, например Борухи.
wikipedia.org
→ > |
---|