В основе методики «мозгового штурма» лежит предположение Алекса Осборна, что страх быть осмеянным заставляет людей отмалчиваться, поэтому главное правило - никакой критики.
В 2003 году Харлан Немет, профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент. Она собрала 265 студентов, разбила их на 3 группы и поставила одинаковую задачу. Группа мозгового штурма, получила результат чуть выше, чем группа, которая не получила никаких инструкций. Но самой продуктивной оказалась команда, которой рекомендовали споры и критику. Ее участники выдали на 20% больше идей. Позже студентов спросили индивидуально, есть ли у них еще идеи. Члены первых двух групп придумали в среднем по три дополнительных решения, а члены второй (дебатеры) — по семь.
По мнению Немет, брейншторминг неэффективен как раз из-за запрета на критику. Разногласия не мешают рождению идей, а наоборот стимулируют.
→ > |
---|