«Мы не хотели войны».
Лорд Понсонби - один, очень известный в свое время, британский дипломат сформулировал эту идеологию примерно так: «для использования полноценной военной пропаганды главным образом требуется внушить собственному народу идею о том, что по свей воле «мы» не вступили бы в войну никогда. Это кто-то «другой», «он» развязал войну, или мечтает ее развязать как можно быстрее. «Мы» же просто вынуждены защитить свой дом перед лицом опасности. Применение подобного сценария хорошо заметно практически в каждом военном конфликте, который видела наша цивилизация. Главное это убедить людей в том, что эти ужасные «плохие парни» страшно ненавидят «нас» и уже начали нападать на нас (или готовы начать) первыми. В качестве основного аргумента, доказывающего общественности возможность угрозы, может, например, подсовываться резонансное политическое убийство, жестокое нападение, или кровожадный террористический акт, и многое другое, что максимально сильно взывает к желанию сплотиться против врага. Чувство мести — простой и наиболее эффективный способ направить ярость своего народа в определенное, нужное провокаторам, русло.
Например:
- Террористические взрывы в Москве и Волгодонске (1999) активно использовались российскими властями для того, чтобы выкристаллизовать в сознании народа идею о безальтернативности военного решения конфликта с Чечней. После того, как погибли сотни мирных граждан, любой уважающий себя правозащитник, выступающий против начала военных действий в Чечне, стал восприниматься среднестатистическим россиянином не иначе как самый страшный изменник Родины.
- Теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и психологический шок, а за ними и грандиозный по масштабам взрыв патриотических чувств граждан США (психологический эффект компенсации), активно использовались американскими СМИ для внедрения в сознание народа «образа врага» — терроризма. Этот образ очень легко вписался в массовое сознание американского народа ввиду определенных национальных особенности — любовь к труду, внимание к деталям, сентиментальность, сильная чувствительность, практицизм в принятии решений, рациональное мышление, плюс бонусом голливудское ковбойское воспитание. «То, как президенту Бушу и его «военной хунте» удалось перенаправить гнев американского народа с Усамы бен Ладена на Саддама Хусейна, является одним из величайших в современной, а возможно и не только, пиар-трюков в истории», — пишет Джон Ле Карре. Запуганным и поэтому легко внушаемым американским народом стало очень легко управлять и оправдывать любые, самые коварные, военные авантюры, развязываемые против неблагоприятных для Соединенных Штатов политических режимов. Достаточно вспомнить пример о том, что похожая ситуация когда-то и закинула на вершину власти гитлеровский режим и националистов. Этот режим быстро нашел свой «образ врага», играя на эмоциях и национальных особенностях германского народа.
→ > |
---|