Рудольф Йозеф Лоренц Штайнер (Штейнер) (нем. Rudolf Joseph Lorenz Steiner, 27 февраля 1861, Кральевица, Венгерское королевство в составе Австрийской империи (сейчас Хорватия) — 30 марта 1925, Дорнах, кантон Золотурн, Швейцария) — австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки, известной как антропософия.
Антропософия.
Он характеризует антропософию следующим образом: «Антропософия — путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной… Антропософ — это тот, кто ощущает, как существенную жизненную потребность, определённые вопросы о природе человеческого существа и Вселенной, так же как люди испытывают голод и жажду». Rudolf Steiner, Anthroposophical Leading Thoughts (1924)
Антропософское общество.
С 1900 года Рудольф Штейнер начал читать лекции в Теософском обществе, возглавляемом Анни Безант, и участвовал в создании его германской секции. С 1902 года — генеральный секретарь германской секции теософического общества, но в 1913 году Штайнер его покинул. Тогда же в 1913 году его женой Марией фон Сиверс, М. Бауером и К. Унгером было основано Антропософское общество, которое в 1923 году Р. Штейнер реорганизовал, основав на Рождественском Собрании 1923—1924 годах новое Всеобщее Антропософское общество (ВАО) с центром в Дорнахе (Швейцария), имеющее отделения во многих странах мира, существующее поныне и насчитывающее 43 000 членов[источник не указан 255 дней]. В 1921 основал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями, ныне это бренд лекарственной косметики weleda. В годы фашистского режима в Германии антропософское общество было запрещено, но продолжало действовать легально в Швейцарии и в некоторых других странах. Р. Штейнер является создателем антропософии — духовной науки, суть которой в стремлении внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Антропософия создает новые направления: в социологии — движение за социальное триединство, в педагогике — Вальдорфская школа, в естествознании — гетеанистическое естествознание, в медицине и фармакологии — антропософская медицина, в сельском хозяйстве — биодинамическое земледелие, в искусстве — в живописи, архитектуре, сценическом и лечебном движении — эвритмия, в движении за религиозное обновление христианства — Община Христиан. В области религиоведения установил эволюционные связи великих мировых религий прошлого и настоящего — эллинизма, иудаизма, ислама, буддизма и христианства в его трёх основных формах. Полное собрание сочинений Р. Штейнера — книги, стенограммы лекций, не считая художественного наследия, записных книжек и другого — в настоящее время насчитывает 354 тома. С 1910 по 1922 г. руководил строительством первого Гетеанума — антропософского центра и в то же время храма. В ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года первый деревянный Гетеанум был уничтожен в результате пожара. На его месте ещё при жизни Р. Штейнера был заложен второй Гетеанум, где по настоящее время находится центр ВАО. Умер Р. Штейнер 30 марта 1925 года в Дорнахе.
Русское антропософское общество.
Русское антропософское общество было организовано в 1913 г. Русское антропософское общество ставило своей целью «братское единение людей на почве признания общих духовных основ жизни, совместную работу над исследованием духовной природы человека и изучение общего ядра в мировоззрениях и верованиях различных народов». Обществу было отказано в перерегистрации в 1923 г. и его члены продолжали работать нелегально. Некоторые из них подвергались преследованиям. В 1990 г. русское антропософское общество возобновило свою работу как «Антропософское Общество в России» (АОР) с местопребыванием в г. Москве, оно имеет отделения на Украине и в Германии. Является коллективным членом Всеобщего Антропософского Общества (ВАО) с центром в Дорнахе, Швейцария.
Почему только в начале ХХ века? Ведь Штайнер как философ был известен и ранее. Но в ранних произведениях он пытался выразить свои познания о сверхчувственном в рамках официальной философии, не переступая грани, ведущей в эзотерику. Давайте проследим творческий путь этого человека. Родился он 27 февраля 1861г. в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание. После окончания реального училища Штайнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории. В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. Затем последовал ряд научных публикаций о Гете. Это все обусловило приглашение его сотрудничать в архиве Гете-Шиллера в Веймаре. В 1891г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым. Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штайнера. Его книгой "Фридрих Ницше - борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Здесь впервые Штайнер почувствовал интерес к своим сообщениям о духовном мире. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штайнера. Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904г.), "Очерк тайноведения" (1910г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000. В своих работах Рудольф Штайнер открывает людям путь к тайнам духовных знаний, излагает космологию и историю человечества. Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов. В начале ХХ века, во время расцвета в обществе мистицизма, спиритизма и других оккультных чудес, Рудольф Штайнер как никто другой призывает к знанию в этой области, к изучению непознанных миров. В своей работе "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" он говорит: "Невозможно переоценить то, насколько для желающего развить в себе высшие познавательные способности необходимо пройти через самую строгую работу мысли". И первой ступенью к познанию он считает усвоение сообщений других людей, уже прошедших этот путь. "Знание о душевных и духовных мирах, - говорит он, - покоится в подосновах человеческой души", поэтому это знание "отзывается на духовный факт, найденный другим. И этот отзыв не есть слепая вера, но проявление здорового человеческого рассудка". Таким образом, Штайнер открывает механизм познания, которым мы пользуемся, изучая труды наших Учителей. Они дают толчок к той работе, которая продолжается в нас самих и заключается в том, что мы используем богатства своего собственного опыта, накопленного нами на длинном пути нашей собственной эволюции и хранимого до этого времени невостребованным в самых дальних тайниках нашей души. Рудольф Штайнер все свои работы, все свои публичные выступления основывал на своем личном опыте духовного видения. Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штайнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть. Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый. В эти же годы Штайнер проявляет себя в новой для него области, которую он также использует для популяризации своих знаний. Это- театральное искусство. В 1910-1912гг. в Мюнхене были поставлены четыре мистерии- драмы. В них в поэтической форме изображаются судьбы людей, продвигающихся по пути познания. Названия драм таковы: "Врата посвящения", "Испытания души", "Страж порога" и "Пробуждение души". Попутно он создает новый вид искусства- "эвритмия". Во время своих сверхчувственных опытов он проследил тенденцию движения, происходящего в организме человека во время речи и пения, художественно оформил их в видимые движения и положил в основу эвритмии как "зримой речи". Эвритмия завоевала признание также в области педагогики и медицины. Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штайнера. Штайнер не только стремился нести в общество свои духовные знания, он хотел действовать. На основе своих знаний он хотел переделать не только науки, но и социальное устройство общества, положив в его основу свою известную идею "о трехчленности социального организма". Постигнув в результате своих духовных опытов космические законы, увидев гармонию Космоса, он хотел перенести эти законы и эту гармонию на человеческое общество. Были даны важнейшие положения новой педагогики, основана первая Вальдорфская школа. Но духовное состояние общества не было еще готово к таким коренным переменам. Те, кто несет новое, естественно, вызывают вражду и преследования со стороны тех, кто живет, извлекая пользу из старого. На жизнь Штайнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923г. Это явилось сильнейшим ударом для Штайнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штайнер. Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", - так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штайнер. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925г. Он оставил нам не только книги, по которым мы учимся, он посеял на Земле семена новых наук и искусств, росточки которых уже пробиваются: это и биолого-динамическое сельское хозяйство, делающее ненужным применение химических удобрений и восстанавливающее плодородие почвы, это и антропософские клиники и фармацевтические фирмы, где занимаются человеком в целом, а не только его телесной оболочкой, это и лечебно-педагогические учреждения, и распространенные во многих странах мира так называемые Вальдорфские школы и детские сады. Ну а основные мощные побеги эти семена, посеянные Учителем Рудольфом Штайнером, дадут уже совсем скоро, в ХХI веке.
→ > |
---|