Определение термина социальная психология и ее местоположение в общей системе психологических и социальных наук. Социальная психология возникла на стыке двух, тесно связанных, наук психологии и социологии. Существование огромного класса фактов общественной жизни, исследовать которые можно лишь путем объединения усилий двух наук: психологии и социологии. Постоянные запросы на социально-психологические исследования следуют из большинства областей деятельности современного общества, таких как: промышленное производство, различные сферы воспитания и образования, системы массовой информации, области связанные с демографией населения, спорта, сферы обслуживания и т. д. до бесконечности можно вписать почти все сферы человеческой деятельности. Основной задачей, которая стоит перед новой наукой - это одновременное решение двух задач: первая – это выработка практических рекомендаций, полученных в ходе большого числа экспериментов в процессе исследовательской работы, необходимых для решения практических задач; вторая - достраивание и упорядочивание своей собственной структуры, как гармоничной и законченной целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специализированных теорий и специфической методологии исследований. Спецификой социальной психологии, как науки, является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением во взаимодействия в социальных группах, а также психологических характеристик самих этих групп.
Методы и практика социально-психологического исследования. Все методы можно, по большому счету, разделить на: методы сбора информации и методы ее обработки. Еще один способ классификации это разделение на: методы эмпирического, методы экспериментального моделирования, методы управленческого и воспитательные исследования. Первую группу методов также обычно разделяют на: наблюдение (где основной проблемой является проблема интерпретации протокола наблюдения другим исследователем), обработку результатов исследования (контранализ) – чаще всего применяется при исследовании в области массовых коммуникаций, опросы (анкеты, интервьюирование) – проблема правильного и корректного конструирования вопросника (логика построения), взаимодействие интервьюера и респондента, тесты (выполнение специально разработанных заданий по определенному ландшафту, вопросы в основном носят не прямой (косвенный) характер и результат определяется и очищается с помощью дополнительного ключа к тесту), эксперимент (лабораторный метод и исследования в естественной среде).
Общественные и межличностные отношения. Общественные отношения всегда носят обезличенный характер. Их сущность не во взаимодействии отдельных индивидуумов, а во взаимодействии конкретных ролей по конкретным сценариям. Все отношения строятся не на основе позитивного или негативного отношения (симпатий и антипатий), а на основе определенного положения занимаемого каждым в системе общества и набору его возможностей. Эти отношения обусловлены объективно, т.е. они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп в интересах этих групп. Одним из самых важных элементов межличностных отношений является их эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они появляются и формируются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению к друг другу. Выделяют три вида эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции, чувства.
→ > |
---|