"Учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань, Ли Эр, Ли Боян, древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор Дао дэ цзина (”Канона Пути и благодати”), согласно традиционной историографии, родившийся в конце 7 – начале 6 в. до н.э. Древнейшая биография Лао-цзы содержится в разделе ”Жизнеописания” (Ле чжуань) ”Исторических записок” (Ши цзи, цз. 63) Сыма Цяня (2–1 в. до н.э.), где сообщается, во-первых, о его рождении в периферийном (”варварском”) южном государстве Чу, в котором сохранилась архаическая традиция шаманизма, по-видимому, ставшая первоисточником даосизма; во-вторых, о его службе в центральном из Срединных (исконно китайских) государств, в династийном домене Чжоу, историком-астрологом (ши9), хранившим дворцовый архив; в третьих, о прибытии к нему Конфуция, вопрошавшего о благопристойности (ли2) и в итоге сравнившего его с непостижимым драконом; в-четвертых, о его убытии в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную заставу, начальнику которой Инь Си он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге, состоящей из двух глав и пяти с лишним тысяч иероглифов (ныне отождествляемой с Дао дэ цзином); в пятых, о возможной идентичности с другим чусцем Лао Лай-цзы, бывшим современником Конфуция (ср. Чжуан-цзы, гл. 26) и сочинившим книгу из 15 глав о ”деятельных проявлениях даосизма” (дао цзя чжи юн), или же с главным историком-астрологом (тай ши) домена Чжоу –Данем (иной иероглиф, нежели в имени Лао Дань), жившим в середине 4 в. до н.э.
Сам Сыма Цянь, определив Лао-цзы как ”благородного мужа-отшельника” (инь цзюнь цзы), сформулировал две гипотезы о его загадочной биографии: либо он был одним из указанных персонажей, действовавших от начала 6 до сер. 4 в. до н.э., либо все они или по крайней мере двое из них – одно лицо, прожившее более 160 или даже более 200 лет благодаря искусству ”совершенствования Пути-дао и пестования долголетия”. В древнейшем классификационно-библиографическом сочинении И вэнь чжи (”Трактат об искусствах и текстах”), включенном Бань Гу (33–92) в составленную по образцу Ши цзи первую династийную историю Хань шу (”Книга [о династии] Хань”, цз. 30), среди представителей даосской школы вместе с Лао-цзы из упомянутых Сыма Цянем названы Лао Лай-цзы и Инь Си (Гуань Инь-цзы – Учитель Инь с Заставы). Последний, согласно Бань Гу, оставил свой пост на заставе и последовал за Лао-цзы, а Го Можо (1892–1978) в 1934 идентифицировал его с Хуань Юанем, даосом 4 в. до н.э., который якобы и зафиксировал учение Лао-цзы в тексте Дао дэ цзина, который по непонятной причине прямо не отмечен в И вэнь чжи.
Первые сведения о Лао-цзы (Лао Дане) содержатся в текстах 4–3 в. до н.э.: Чжуан-цзы (”[Трактат] Учителя Чжуана”), Ле-цзы (”[Трактат] Учителя Ле”), Люй-ши чунь цю (”Весны и осени господина Люя”), Сюнь-цзы (”[Трактат] Учителя Сюня”), Хань Фэй-цзы (”[Трактат] Учителя Хань Фэя”), Ли цзи (”Записки о благопристойности”), и уже во 2 в. до н.э. его имя соединяется с именем мифического культурного героя Хуан-ди (Желтый император), образуя бином Хуан Лао, обозначающий родоначальников даосизма, а с рубежа н.э. начинается процесс мифологизации и деификации самого Лао-цзы.
Предпосылка этого заложена в возобладавшем над родовой фамилией и личным именем оксюморонном прозвище Лао-цзы, буквальное значение когорого – Старый Ребенок – связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с принизанным аналогичными антиномиями и состоящем из 81 параграфа (чжан) текстом Дао дэ цзина, где общая апология детскости (§ 10, 28, 49, 55, 76) сочетается с авторским самоуподоблением младенцу (§ 20). В определении сознания (”сердца” – синь) такого философа-ребенка (цзы) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность. Сердце совершенномудрого приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа (§ 20, 49).
На этой теоретической основе с 1 в. до н.э. стала происходить институализация даосизма в качестве религиозной идеологии эгалитаристских движений, выливавшихся в широкомасштабные народные восстания (крупнейшее – Желтых повязок в 184) и теократические структуры, первая из которых во главе с ”Небесными наставниками” (тянь ши) возникла во 2 в. Патриархами этого направления (”Пути-дао”), принадлежащие роду Чжан от Чжан Даолиня (1–2 в.) до наших дней, считаются получившими откровение от обожествленного Лао-цзы.
В текстах религиозного даосизма первых веков н.э. Лао-цзы, выступающий в качестве изначальной персонификации Пути-дао под именем Лао-цзюнь (Старый/Почтенный Государь), или Дао-дэ-тянь-цзюнь (Небесный Государь, [Воплощающий] Путь-дао и Благодать), описывается порождающим весь мир, во всех его духовно-божественных и телесных ипостасях, а также, возможно, под влиянием начавшего тогда проникать в Китай буддизма, регулярно перевоплощающимся в разных патриархов даосской, а затем и буддийской традиции. В соответствии с отраженным в Чжуан-цзы (гл. 13) пониманием мудреца как ”некоронованного царя” (су ван) Лао-цзы впервые предстал в мифологизированной истории в виде Гуанчэн-цзы (Чжуан-цзы, гл. 11) – наставника Хуан-ди, якобы правившего в 27–26 вв. до н.э. В качестве собственно Лао-цзы он самозародился в 14 или 7 в. до н.э., создав тело собственной матери – ”нефритовой девы” (юй нюй), проникнув в ее лоно в виде солнечной (ян) энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, и пробыв там 81 год. Родившись под сливовым деревом, он принял фамилию Ли (Слива), обрел чудесный облик, включающий в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени, аналогичную индийской ушнише – одному из ”32 признаков великого человека”, считавшемуся в буддизме отличающим идеального (вселенского, священного, харизматического) царя чакравартина и будду, а также способность к превращениям, например в черного барана.
К 3 в. н.э. характерные для локальной чуской субкультуры мифологические представления о ”западном рае” и обители бессмертных в сакральном центре мира на волшебной горе Куньлунь слились с образом ”далекой Индии чудесной” (а также Парфии) и образовывали легенду (изложенную, в частности, Гэ Хуном, 3–4 в.) об уходе святого-бессмертного Лао-цзы на запад вместе со своим первым учеником Инь Си. В процессе конкуренции с буддизмом эта легенда развилась до представления о Лао-цзы как учителе и даже отце или мистическом прототипе Будды (Гаутамы Шакьямуни), которого стали называть ”желтолицым (хуан мянь) Лао-цзы”. Подобные взгляды были изложены в Лао-цзы хуа ху цзине (”Канон о Лао-цзы, просвещающем варваров”), который был приговорен внуком Чингисхана, монгольским императором Китая Хубилаем (1215–1294) к сожжению. В секте Небесных наставников считалось, что воплощением Лао-цзы был анонимный автор древнейшнго мистического комментария к Дао дэ цзину, известный под псевдонимом Хэшан-гун (Господин с Берега Реки, 2 в.), а последний раз он явился в 142 и передал чудодейственные полномочия своему наместнику на земле – магу Чжан Даолину.
Сформировавшийся во 2 в. культ Лао-цзы особый размах приобрел при династии Тан (618–907), императоры которой носили фамилию Ли и считали его своим предком. В народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.
Важнейшие атрибуты его иконографии – мантические символы Чжоу и (”Чжоуские перемены”, 8–4 вв. до н.э.) – гуа (триграммы, гексаграммы) и черный бык, верхом на котором он отправился на запад.
В 20 в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора Дао-дэ цзина реанимировал философ и общественный деятель Лян Цичао (1873–1923). В ходе ее обсуждения одни ученые признали Лао-цзы Лао Данем, жившем в 7–6 в. до н.э. и наставлявшим Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Фэн Юлань, Го Можо), другие – Лао Данем, но жившем в 5–4 в. до н.э. (Гу Цзеган), а третьи – великим историком-астрологом Данем, также жившим в 5–4 в. до н.э. (Ло Гэньцзэ, Фэн Цзиньюань). Ма Сюйлунь идентифицировал его с Лао Пэном, почтительно упомянутом Конфуцием в Лунь юй (”Обсужденные речи”, VII, 1). При этом большинство специалистов вслед за Лян Цичао считают Дао дэ цзин написанным в 4 в. до н.э. самим Лао-цзы или его учеником. "
→ > |
---|