Первая беседа в Берлине.
24 ноября, 1921
Вы спрашиваете о цели движений.
Каждой позиции тела соответствует определенное внутреннее состояние, и с другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует особая позиция. Человек, в его жизни присуще определенное количество привычных поз, и он переходит от одной к другой, не останавливаясь между ними.
Делая новую, непривычную позицию позволяет вам наблюдать себя изнутри отлично от того, как вы обычно делаете это в повседневных условиях. Это становится особенно заметным, когда по команде «Стоп!» вы застываете, как были. По этой команде вы застываете не только внешне, но прекращаете и любые внутренние движения. Мышцы, которые находились в напряжении. Должны оставаться в том же состоянии напряжения, а мышцы, которые были расслаблены, должны оставаться расслабленными. Вы должны сделать усилие для того, чтобы сохранить свои мысли и чувства в том состоянии, в каком они находились, и одновременно вы должны наблюдать себя.
Скажем, вы стремитесь стать актрисой. Ваши привычные позы подходят для того, чтобы играть определенную роль, например, горничной, – хотя, вам также нужно играть и графиню. Графиня обладает абсолютно другими позами. В хорошей театральной школе вас обучат, скажем, двумстам различным позам. За графиню отвечают, например, позы номер 14, 68, 101 и 142.
Если вы это знаете, то находясь на сцене вы сможете просто переходить от одной позы к другой, и затем, как бы плохо вы ни играли, вы продолжите постоянно оставаться графиней. Если же вы не знаете эти позиции, тогда даже человек с не натренированным взглядом определит, что вы не графиня, а горничная.
Необходимо наблюдать себя по-другому, нежели это происходит в вашей повседневной жизни. Необходимо иметь другой отношение, отличное от того, какой вы имели до сих пор.
Вы знаете, к чему привели вас ваши привычные отношения. Нет смысла продолжать двигаться как прежде ни для вас, ни для меня, поскольку у меня нет желания работать с вами, если вы остаетесь, какими были. Вы жаждете знания, но то, что у вас было до сих пор – это не знание.
Это было просто механическим собирание информации. Это знание не в вас, а вовне вас. Оно бесполезно. Каков смысл для вас того знания, которое было создано однажды кем-то другим, Вы еще не создали его, поэтому это знание бесполезно. Вы говорите, что знаете, как установить шрифт для газетного набора, и вы вероятно, цените это в себе. Но сейчас и машина может сделать.
Комбинирование не есть создание.
Каждый имеет ограниченный репертуар привычных позиций и внутренних состояний. Она – художник, и вы можете сказать, что она обладает особым стилем. Но это не стиль, это – ограниченность. Что бы ни было представлено на ее картинах, они будут оставаться прежними, безотносительно того, рисует ли она картину европейской или восточной жизни. Я сразу пойму, что именно она, а не кто-нибудь другой, нарисовал это. Актер, который во всех своих ролях один и тот же – он сам – что это за актер? Только по большой случайности ему могут предложить роль, которая полностью перекликается с тем, кем он является в своей жизни.
В целом, все ваше знание до сих пор было механистичным, как и все остальное – тоже было механистичным.
Например, я смотрю на нее с добротой и она сразу становится доброй. Если я посмотрю на нее зло, она мгновенно станет раздраженной – не только по отношению ко мне. Но и к своему соседу, а этот сосед – по отношению к кому-то еще, так оно и идет. Она зла потому, что я сердито посмотрел на нее. Она зла механически. Но она не может разгневаться по своей собственной, свободной воле. Она является рабом отношений к ней других. И это было бы не так плохо, если бы эти «другие» были бы только живыми существами, но ведь она еще и раб вещей. Любой объект сильнее ее.
Это непрекращающееся рабство. Ваши эмоции – не ваши, но вы сами являетесь функцией того, что происходит внутри вас. То новое, чуму вы должны научиться – это новый взгляд (отношения). Смотрите, сейчас каждый слушает по-своему. В соответствии с собственной внутренней позицией. Например, староста слушает своим умом, а вы – своими чувствами, и если бы я попросил каждого из вас повторить, каждый бы сделал это в соответствии с его внутренним состоянием в данный момент.
Пройдет один час, и кто-то скажет что-то неприятное старосте в тот момент, когда вы будете решать математическую задачу. Староста повторит задание так, что это будет окрашено его чувствами, в то время как вы повторите его в логично.
А все это происходит потому, что одновременно работает только один центр – например, либо разум, либо эмоции. Вы должны научиться слушать по-другому.
Знание, которое вы имели до сих пор – это знание одного центра – знание без понимания. Много ли существует вещей, которые вы одновременно знаете и понимаете? Например, вы знаете, что такое электричество, но понимаете ли вы это также. Как вы понимаете, что дважды два – четыре? Последнее вы понимаете так, что никто не сможет доказать вам обратное, но в случае с электричеством все по-другому. Сегодня это объясняется одним способом, – и вы верите этому. Завтра вам дадут другое объяснение , – и вы тоже поверите в него.
Но понимание есть восприятие не одним, а двумя центрами. Существует более полное понимание, но на данный момент достаточно того уровня понимания, когда один центр контролирует другой. Если один центр воспринимает, а другой подтверждает или отвергает это восприятие, тогда это является пониманием.
Если спор центров не может разрешиться, случиться полу-понимание. Полу-понимание также плохо.
Необходимо, чтобы то, что вы здесь слушаете, все, о чем вы говорите между собой где бы то ни было, было выслушано или сказано не из одного центра, а из двух. В противном случае не будет правильного результата Работы ни для меня, ни для вас. Для вас это будет как и прежде – всего лишь накоплением новой информации.
→ > |
---|