От чего лучше воздерживаться, чтобы не привлечь к себе внимания маркетологов со слабыми моральными принципами.
Иногда – и даже слишком часто – маркетологи пытаются манипулировать людьми. На мой взгляд, манипуляция – это распространение идей или побуждение к действиям, которые противоречат долговременным интересам того, кем манипулируют.
Проще всего манипулировать людьми, которые не требуют полной информации, которые открыты к сообщениям от лиц, облеченных властью, и которые готовы принимать решения под влиянием момента, особенно если они обещают какую-то быструю прибыль.
Если вы сосредоточены на коротких временных горизонтах и собираетесь продать что-нибудь, получить голоса или собрать бунтующую толпу, то проще всего начать именно с тех слоев общества, которые открыты для манипуляций.
Есть некоторые привычки и некоторые типичные действия, которые открывают людей для манипуляции. Я не хочу сказать, что такие действия неправильны или ошибочны, я просто указываю, что они способствуют тому, что вами будут манипулировать. Основные формы поведения, на которые обращают внимание манипуляторы, таковы:
– Вера в нечто, основанная на том, что кто-то так говорит в новостях по телевизору.
– Склонность вести себя, как ребенок (или просто детский возраст).
– Покупка акций, которые стоят копейки, в надежде на их рост.
– Склонность повторять мантры, услышанные от публичного политика или предводителя группы, не задумываясь над их смыслом.
– Попытки срезать угол и пройтись короткой дорогой, чтобы сбросить вес, заработать денег или достичь какой-нибудь большой цели.
– Игнорирование научного метода и обращение к неисследованным «традиционным» методам.
– Особое внимание к (легко управляемым) спискам бестселлеров или поведению толп поклонников.
– Неспособность вытерпеть страх и неопределенность.
– Сосредоточение на настоящем в ущерб долгосрочным целям.
– Склонность «судить по одежке», воспринимая информацию, которую до вас пытаются донести, через призму отношения к говорящему, его одежде, полу, репутации, возрасту, расе и т.д.
– Готовность принимать за истину что-то, что повторяется постоянно и часто.
– Желание придерживаться прежних решений, чтобы избежать когнитивного диссонанса.
– Неспособность игнорировать те затраты, которых уже не вернешь.
– Трудности с тем, чтобы сказать «нет» в различных социальных ситуациях.
Интересно, что радиоэфир раньше был заполнен роликами, рекламирующими кредиты под вторичный заклад дома. А теперь? Рекламой золота!
С помощью современных технологий маркетологам со слабыми моральными принципами удивительно легко манипулировать людьми. А вы сами облегчаете манипуляцию, позволяя людям и организациям, желающим поживиться за ваш счет, использовать ваши добрые намерения и ваше желание делать добро против вас. Именно это и происходит каждый день повсюду: в Вашингтоне, в интернете, по телевизору и в местных органах власти.
Сет Годин.
→ > |
---|