Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.



"Музыкальные" истории (истерический невроз).

Михаил Петрович М., 43 лет, преподаватель по классу фортепиано в музыкальной школе. Поступил в больницу с жалобами на боли в сердце, тяжесть в левой половине грудной клетки, аритмию, невозможность сосредоточиться на работе, утомляемость. Причину заболевания он видит в значительной нагрузке на работе, в большом напряжении. Последние 1—1,5 года в связи с болями в области сердца наблюдается у кардиологов, принимает разнообразные сердечные средства. Особого эффекта от лечения не отмечал. Много раз исследовались электрокардиограммы, различные анализы. Все время получался один и тот же ответ: «Без отклонений от нормы». Больной продолжал чувствовать себя плохо, что и заставило врачей направить его в больницу.

С детства Михаил Петрович был чувствительным, впечатлительным мальчиком. С семилетнего возраста из-за каких-то семейных неурядиц воспитывался в деревне у бабушки. Очень скучал по родителям. Тогда же у мальчика появилось ночное недержание мочи, которое прошло через три года (после возвращения в семью). Миша поступил в специализированную музыкальную школу. Он оказался довольно способным скрипачом, что и определило выбор профессии. После окончания музыкальной школы юноша поступил в консерваторию. Учеба, по словам Михаила Петровича, проходила легко, интересно. Молодому скрипачу пророчили великолепную карьеру. Однако произошло непредвиденное: от большого переутомления, как рассказывает пациент, появились спазмы пальцев левой руки, что лишило его возможности сначала виртуозно, а затем и вовсе играть на скрипке. Как только Михаил Петрович брал инструмент в руки, тут же появлялся спазм в пальцах левой руки. Пришлось отказаться от скрипки. Последние семестры юноша играл на пианино. Играл значительно хуже, чем на скрипке.

Окончив консерваторию, Михаил Петрович стал преподавать по классу фортепиано в музыкальной школе. Конечно, это было не то, о чем он мечтал. Но что поделаешь? Болезнь есть болезнь. Он постепенно смирился со своим новым положением, набирал опыт, стал одним из ведущих педагогов школы. Все шло своим чередом. Скрипка была забыта. Появились семья, дети. Михаил Петрович был на хорошем счету у руководства, имел много учеников. Помимо основных занятий, два года назад ему поручили руководство большим хором музыкальной школы. Приблизительно в это время он и почувствовал себя плохо.

Вот сведения, которые пациент рассказал своему доктору, когда поступил в больницу. Разумеется, последовали тщательные исследования сердечно-сосудистой системы. Как догадался читатель, они подтвердили заключения кардиологов поликлиники об отсутствии какой-либо патологии органического порядка. Что же тогда? Невроз? Симуляция?

Давайте попробуем проанализировать болезнь Михаила Петровича, соотнести ее к личности больного, с его установкам. Вспомним, что пациент с ранних лет был весьма чувствительным ребенком, который почему-то три года был лишен родительской ласки. К тому времени относятся и первые невротические симптомы — ночное недержание мочи. Так ли случаен спазм пальцев левой руки, прервавший карьеру скрипача-исполнителя? Выяснилось, что злополучный спазм развился после неудачного выступления, когда рухнули надежды, когда он узнал, что не попадет в ансамбль скрипачей. Этот спазм оказался не причиной, как вначале представил его пациент, а запоздавшим оправданием для себя и окружающих, когда под сомнение был поставлен талант молодого скрипача. Разве не странно, что при игре на скрипке спазм пальцев возникал сразу же, как только скрипач брал инструмент? В то же время он мог левой рукой делать все, что угодно, в том числе и играть на пианино.

Время все лечит. Молодой человек смог перестроиться, достиг определенных высот в педагогической работе, «но, — признается Михаил Петрович, — никогда ее не полюбил». Михаил Петрович смирился с новой работой.

Невроз временно ликвидировался. Сработали механизмы психологической защиты за счет смены установки. Затем появились новые сложности — хор, отнимающий массу времени, отрывающий его от семьи. Только ли это?

Самое главное — в новом деле Михаил Петрович не мог особенно проявить себя. Он ведь закончил не хормейстерский факультет консерватории. Никогда раньше с хором не занимался, отказаться некрасиво и неудобно.

Признаться, что не справляется, — значит расписаться в своей слабости, подорвать свой авторитет опытного педагога. Тоже не выход.

Вот тут-то и появились все симптомы, с которыми Михаил Петрович пришел в клинику. Появились не сразу, постепенно, исподволь, но... в «нужный момент». Органических изменений со стороны сердца нет, так же как нет и органической патологии в центральной нервной системе. А болезнь есть. Сердце ведь действительно болит, работоспособность реально снизилась. Всякий раз, когда жизнь ставила перед Михаилом Петровичем трудноразрешимые задачи, он выходил из положения через болезнь, с помощью болезни. Зато мнение окружающих о нем оставалось высоким, ему сочувствовали, его жалели. И мнение Михаила Петровича о себе оставалось тоже высоким, он сам себе сочувствовал и сам ceбя жалел. Он свыкся с мыслью, что талантлив, но... болен, а потому не может проявить свой талант скрипача («злополучный спазм»), руководителя хора («больное сердце»).

В клинику поступила девушка 17 лет, Люда С. — студентка музыкального училища. У Люды слабость рук и ног, она с трудом ходит на занятия в училище. Ее руки стали настолько слабыми, что даже папка с нотами кажется ей тяжелой. Кроме того, Люда испытывает онемение кистей и стоп. Они, по ее словам, как «деревянные». Игра на пианино (а это ее инструмент) стала практически невозможной. В последние месяцы девушка перестала посещать занятия в училище, стала завсегдатаем поликлиник.

Люда — единственная дочь в семье, где оба родителя души не чают в ребенке. Девочка с детства любила музыку, песни, танцы. В деревне, где живет ее семья, где девочка училась в школе, Люду считали одаренной и даже талантливой. В школе она училась легко, не прилагая особых усилий. Одновременно занималась и в сельской музыкальной школе. Обе школы девушка закончила довольно успешно. Людина мама мечтала видеть свою дочь прославленной пианисткой. По ее настоянию девушка поступила в музыкальное училище в областном центре. Все было хорошо. И вдруг... такая неожиданная и странная болезнь, которая выбила Люду из колеи. Болезнь дочери лишила покоя родителей, все были подняты на ноги. Люду консультировали врачи разных специальностей. Подозревали полиневрит — серьезное органическое заболевание периферической нервной системы, но было непонятно, почему Люда чувствовала себя плохо во время занятий в училище и дома, а в гостях, на дне рождения у подруги много и с удовольствием танцевала? Почему у нее не оказалось других признаков полиневрита — похудания рук и ног, снижения рефлексов, изменений электровозбудимости мышц и нервов?

Войдем в положение девушки, которая все свои детские годы, весь период становления как личности жила с мыслью о своей исключительной одаренности, с мыслью, которую ей внушили родители, особенно мама, педагоги общеобразовательной и музыкальной школ, друзья. До поступления в училище она действительно была лучшей, что как будто подтверждало ее одаренность. Люда всегда и везде привыкла быть на первых ролях, не могла даже представить себе, что она может что-то сделать хуже других.

В училище же успехи ее были значительно скромней. Там были более жесткие требования, более сильные соперники в борьбе за лидерство, сложней программа. Одно из выступлений девушки чуть было не закончилось полным провалом. Люда не знала, как смотреть в глаза однокурсникам, как об этом сообщить маме, друзьям. Ситуация, в которую попала начинающая пианистка, была довольно непривычной.

Из всех затруднительных положений Люда привыкла выходить с высоко поднятой головой. Да, если разобраться, до поступления в училище особых затруднительных ситуаций у нее и не было. Ведь она не такая, как все, она талантлива!

Тем не менее налицо первый конфликт, первое серьезное испытание. В таком положении наиболее целесообразным выходом было бы увеличение числа занятий за инструментом, настойчивость в работе, требовательность к себе. Но длительные занятия — это удел других, менее одаренных. Такие занятия, по мнению Люды, не согласуются с талантом, тем более что трудолюбия и усидчивости у нее никогда не было. Как же остаться на высоте? Смириться с мыслью, что она не столь уж талантлива? Никогда!.. И вот здесь совершенно неожиданно подкрадывается болезнь рук и ног. Заметьте, именно рук и ног, тех органов, которые так необходимы при игре на пианино. Вот, оказывается, в чем причина неудач Люды! Теперь всем: и маме, и друзьям, и педагогам, и самой Люде — ясно, что во всем виновата болезнь, а не отсутствие таланта. Люда благодаря болезни осталась на высоте. Никому не придет в голову осуждать ее за неудачи, в которых повинна не она, а болезнь.

«Ерунда какая-то! Хорошенькое дело! Обыкновенную неудачницу, возомнившую о себе бог знает что, выдают за больную», — может возмутиться читатель.

Не спешите с выводами. Так же, как и в предыдущем случае, можно говорить о неврозе, а не симуляции. Обыкновенный истерический невроз. Четко прослеживается конфликт между высокой самооценкой Михаилом Петровичем и Людой своих способностей и менее высокой (а в случае с Людой — совсем невысокой) оценкой таланта со стороны педагогов консерватории и училища. Психологический конфликт личности с высоким уровнем притязаний, неадекватным способностям,   личности со слабой психологической защитой.

Встреча доктора с отцом Люды убедила в том, что она получила типичное эгоцентрическое воспитание. Для мамы Люда — «цель жизни», «самое лучшее, самое разумное и талантливое дитя». Кстати, выяснилась еще одна «мелкая» подробность: мама в свое время тоже хотела стать пианисткой, но по каким-то причинам ею не стала. Она видела в Люде продолжение себя, хотела, чтобы Люда добилась того, чего сама не смогла добиться. В Люде она любила... себя. Отец Люды довольно скептически относился к ее занятиям музыкой, однако уступил требованиям жены. Серьезный руководитель крупного колхоза, авторитетный и, видимо, уважаемый колхозниками, дома был мягким, податливым, старался избегать ссор с женой, побаивался ее.

Последовало несколько серьезных бесед с Людой. Постепенно у нее открылись глаза на свою болезнь, на саму себя. Интересной была реакция: через две недели Люда спросила, где в больнице можно поиграть на пианино. Еще через несколько дней она стала засиживаться за инструментом допоздна, а спустя пару недель попросила выписать ее домой, мотивируя это необходимостью готовиться к очередной сессии. Слабости и онемения рук и ног как не бывало.


blog comments powered by Disqus
 





Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...
 Загадки группы и резуса крови.

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...
Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...
"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...
Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...
Что делать если «залипла» на мужчину?

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...
Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...
Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Copyright

Copyright © 2017- Энциклопедия обо всем на свете «konflib.ru»
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.