Энциклопедия обо всем на свете. Роль знаний в жизни людей. Энциклопедия знаний.



На стыке двух наук. И снова про неврозы.

Спор с психоаналитиками сложен и интересен. Поговорим о нем несколько позднее. А пока познакомимся с трактовкой происхождения неврозов, выдвинутой академиком И. Павловым, и с учением о бессознательной установке психолога, академика Д. Узнадзе. Без этого спорить с современными последователями 3. Фрейда трудно.

О классификациях И. Павлова, о делении им здоровых людей на типы мы уже говорили. Что же обнаруживается в патологии? Оказывается, что безудержный и слабый типы высшей нервной деятельности легко реагируют на чрезмерные требования срывами в деятельности нервной системы. Безудержные (холерики) становятся почти не способны к торможению, а слабые (меланхолики) либо вовсе отказываются от действий, либо выполняют их весьма хаотически.

Анализируя причины неврозов, И. Павлов считал, что дело заключается в «сшибке» и перенапряжении в связи с ней раздражительного, или тормозного процессов, или обоих вместе, в нарушении их подвижности, сменяемости при чрезмерных требованиях к организму. Чем слабее и неуравновешеннее тип нервной системы, тем скорее может наступить срыв в нормальной ее деятельности, ведущий к расстройствам, диссоциациям, неврозам.

Изучая подвижность, силу и сменяемость возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга здоровых и больных, И. Павлов обнаружил у невротиков различные отклонения от нормы. Важнейшими из них он считал нарушения во взаимоотношениях коры головного мозга и подкорковых образований (либо за счет слабости коры, либо за счет необычной активности «подкорки»). Так или иначе, в таких условиях подкорковые, глубинные структуры мозга ускользают из-под регулирующего влияния коры головного мозга, «подкорка бунтует». Между прочим, именно глубинные отделы мозга ответственны за формирование эмоций. Отсюда понятны причины эмоциональной и вегетативной «бури», когда наблюдается неравномерность пульса и артериального давления, покраснение и побледнение кожных покровов, повышенная потливость или сухость кожи, учащение дыхания или его задержка. Это и есть внешние проявления «бунта подкорки», которые врачи наблюдают у больных неврозами.

Итак, патологическая подвижность или инертность возбудительного или тормозного процессов, их ослабленность и перенапряжение, «бунт подкорки» — нейрофизиологические механизмы, лежащие, по И. Павлову, в основе развития неврозов. Великий ученый переложил симптоматику неврозов на нейрофизиологический язык, язык биологической науки. Положения И. Павлова обогатили нейрофизиологию и неврозологию (учение о неврозах), дали им блестящую и прочную базу для изучения здорового и больного организмов. Но, как справедливо указывал выдающийся советский психолог и психиатр В. Мясищев, больной человек — «это не только пораженный болезнью организм, но и личность, измененная и страдающая в результате этой болезни». Описанные  Павловым нарушения деятельности центральной нервной системы — это результат, следствие, клиника неврозов, а не их причина.

О причине речь пойдет несколько ниже. Сейчас лишь замечу, что сказанное ни в коей мере не умаляет заслуг нейрофизиологических открытий И. Павлова, а лишь подчеркивает необычную сложность проблемы, необходимость учета психологической деятельности человека, тем более когда речь идет о больном. В данном случае не противопоставляется нейрофизиология психологии, неверная позиция противопоставления этих двух наук уже давно оставлена. Речь идет о необходимости синтезирования знаний об организме и о личности, их взаимодополнении.

Между прочим, И. Павлов в некоторых своих работах показал себя не только выдающимся физиологом, но и психологом. Например, в сообщении «Рефлекс цели», сделанном И. Павловым в 1916 году на III съезде по экспериментальной педагогике, он рассмотрел такой вид деятельности человека, как коллекционирование с позиций обеих наук. В ней гениальный ученый показал свой интерес к осознаваемой и неосознаваемой (бессознательной) психической деятельности не только и не столько как физиолог, но и как блестящий психолог, мудрый философ, видевший человека в единстве всех проявлений его сложной, многогранной жизни.

Когда мы в обыденной жизни говорим «установка», то имеем в виду цель, направленность деятельности на тот или иной конечный результат. Мы имеем в виду указание, распоряжение вышестоящих инстанций, в какой-то мере ограничивающих нас в выборе цели, строго направляющих нашу активность.

Установка с точки зрения психологии — это состояние готовности к определенной активности, психологическое состояние человека не в момент действия, а еще до его начала, даже до его полного осмысливания. Почему в момент опасности один человек, не раздумывая, сразу же убегает, а другой тотчас же готов дать мощный отпор или напасть на противника? Позже, поразмышляв, оба могут сказать, что совершили необдуманный поступок, действовали так помимо собственной воли. Что же заставило каждого из них поступить так, а не иначе? Такое специфическое состояние, настраивающее индивида на строго определенную деятельность, советский психолог Д. Узнадзе сформулировал как установку.

«Кроме сознательных процессов, в человеке совершается еще нечто, что само не является содержанием сознания, но определяет его в значительной степени, лежит, так сказать, в основе этих сознательных процессов. Мы нашли, что это — установка, проявляющаяся фактически у всякого живого существа в процессе его взаимоотношений с действительностью... Она действительно существует актуально, не принимая формы содержания сознания: сама она протекает вне сознания, но тем не менее оказывает решительное влияние на все содержание психической жизни», — писал Д. Узнадзе.

Уже упоминалось о взаимосвязи потребностей человека с производственной деятельностью, с формированием личности путем установления стабильных связей с окружающим миром. А что есть устойчивые отношения человека к самому себе, к другим людям, к окружающей среде? Это и есть черты характера. Формирование установки также зависит от потребностей и производственной деятельности, от отношений человека. Именно во взаимоотношениях проявляются гордость и честолюбие, доброта и злоба, дружба и зависть, нежность и холодность, любовь и ненависть. Мы подошли к вопросу о взаимоотношении установки и характера. По данным Д. Узнадзе и его школы, черты характера формируются под влиянием установок индивида, его установочного отношения к разным явлениям окружающей действительности. По словам советского психолога В. Норакидзе — последователя Д. Узнадзе, на почве «частой встречи потребности и соответствующей ей ситуации в личности фиксируется установка на предметы, общественные явления, к себе самой; фиксируется установочное отношение к самому себе, деньгам, собственности, друзьям и другим ценностям. Оно закрепляется благодаря частому повторению. Фиксированная таким образом установка становится основой для возникновения и конфигурации психических сил, включенных в виде черт характера в деятельность человека».

Установка «...включает и мысль, и чувство, и побуждение к действию. Причем сам субъект обычно не осознает наличия у него той или иной установки», — читаем у известного советского социолога И. Кона.

Неосознаваемые установки могут быть ценностные и  менее ценностные, динамичные и малоподвижные (ригидные), слабые, средние   и сильные. А как быть с таким врожденным задатком личности, как темперамент? Имеет ли он отношение к установке? Выяснено, что каждому темпераменту присущи свои установки как по силе, так и по подвижности. Темперамент принимает участие в выработке установки. Следовательно, установка формируется как под влиянием внешней среды (ситуации, отношений), так и под влиянием определенных врожденных, внутренних механизмов.

Итак, мы снова вернулись к влиянию бессознательной сферы на сознательную деятельность человека. Однако речь идет об установке, формирование которой происходит в результате потребностей и производственной деятельности.

Учение Д. Узнадзе, опираясь на марксистско-ленинскую философию, на теорию отражения, на работы И. Павлова, в значительной степени упорядочило взгляды психологов, медиков, педагогов, философов и социологов на процессы формирования личности, ее деятельность, на сознательные и бессознательные психические акты.


blog comments powered by Disqus
 





Рекомендуем

Поиск

Последние обновления

Теория ведра с крабами.

Теория ведра с крабами.

Есть такая чудесная штука, называется crab bucket theory — «теория... Подробнее...
 Загадки группы и резуса крови.

Загадки группы и резуса крови.

У людей выявляют 4 основных группы крови: 0 (1), А (2), В (3),... Подробнее...
Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Перестаньте хвалиться тем, что еще не сделано.

Никому не говорите о покупке, которую собираетесь совершить.... Подробнее...
"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

"Не трогайте полотенце для рук". Секреты отелей, о которых вы не знали.

Посетители сайта Quora, где на любой вопрос можно получить... Подробнее...
Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Ученые рассказали о простом способе войти в измененное состояние сознания.

Контрольной группе удалось достичь результата без использования... Подробнее...
Что делать если «залипла» на мужчину?

Что делать если «залипла» на мужчину?

Довольно часто на одном из этапов отношений женщина начинает... Подробнее...
Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

Что следует держать в секрете. Советы мудрецов.

1. Первое, что надо держать в секрете, говорят мудрецы -... Подробнее...
Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Как преодолеть апатию и приобрести энергию для жизни.

Невероятная статья, основанная на книге Рами Блекта, которая... Подробнее...

Copyright

Copyright © 2017- Энциклопедия обо всем на свете «konflib.ru»
Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на этот ресурс.